Географическое образование в школе. Географическое образование в школе в россии и беларуси. Задачи географического образования

x

x


система подготовки специалистов-географов в вузах. Как учебная дисциплина география была введена в некоторых университетах Западной Европы уже в средние века, в учебных заведениях России - в 17 в. (например, в Киево-Могилянской академии). В 17 в. появились первые учебные руководства по географии, например переведённая на русский язык в начале 18 в. "Ãåîãðàôèÿ ãåíåðàëüíàÿ..." нидерландского учёного Варениуса. Уже в начале 18 в. география являлась самостоятельным учебным предметом в Школе математических и навигацких наук (См. ), в Петербургской морской академии и была предусмотрена М. В. Ломоносовым в проекте учебного плана Московского университета (где и читалась Д. В. Савичем с открытия университета). К концу 18 в. в географии (курсы которой читались уже во многих университетах Западной Европы) ясно наметились три направления - география физическая, экономическая (чаще называвшаяся в то время статистической) и страноведение. Физическая география преподавалась в университетах на факультетах естественных наук, статистика и страноведение - на факультетах словесности (историко-филологических).

Становление географии как университетской науки в России было признано уставом университетов 1804, по которому на словесных факультетах были учреждены две кафедры: всемирной истории, статистики и географии; истории, статистики и географии Российского государства. Однако подготовка специалистов-географов не предусматривалась, учебные курсы географии были "подсобными" при подготовке историков и филологов.

В странах Западной Европы преобладающим направлением в географии было страноведение, в конце 19 в. в Великобритании и Франции издаются капитальные сводки по страноведению (X. Дж. Маккиндер, Г. Видаль де ла Блаш), в Германии - по геоморфологии (А. Пенк), общей географии (А. Зупан), сравнительному землеведению (К. Риттер), географии населения (Ф. Ратцель). Значительное влияние на развитие Г. о. в высшей школе оказал немецкий географ А. Гумбольдт. Французский географ и социолог Э. Реклю организовал в Брюсселе специальное высшее учебное и научное учреждение - географический институт. В США, в отличие от Европы, география развивалась в тесной связи с картографией, особенно в системе военного ведомства.

В 1863 в русских университетах были созданы кафедры физической географии, в 1884 - кафедры географии и этнографии. В связи с этим в учебные планы университетов был введён ряд географических дисциплин - общая физическая география, география России, география материков, антропогеография, этнография, история географии и др. Значительную роль в развитии отечественной Г. о. сыграли научные школы университетов Московского (Д. Н. Анучин, А. А. Борзов, А. С. Барков, М. А. Боголепов, А. А. Крубер, Б. Ф. Добрынин, С. Г. Григорьев, М. С. Боднарский) и Петербургского (А. И. Воейков, П. И. Броунов, В. П. Семёнов-Тян-Шанский, Л. С. Берг, Ю. М. Шокальский и др.). В Новороссийском университете (Одесса) Г. о. руководил Г. И. Танфильев, в Казанском - П. И. Кротов, в Харьковском - А. Н. Краснов и др. В начале 20 в. большую роль в улучшении Г. о. в школе сыграли новые учебники и учебные пособия А. С. Баркова, С. Г. Григорьева, А. А. Крубера и С. В. Чефранова; в учебные планы географических специальностей вузов введена учебная практика, созданы учебные станции; подготовка специалистов с Г. о. для научно-исследовательской и педагогической работы осуществлялась при физико-математических факультетах.

Положение высшего Г. о. резко изменилось после Великой Октябрьской революции. В 1918-25 в Петрограде работал (вуз), при котором в 1922 был создан научно-исследовательский институт географии, в 1923 такой же научно-исследовательский институт учрежден при Московском университете. К конце 20-х гг. в университетах радикально перестроены учебные планы и программы географических специальностей, особенно экономической географии (Н. Н. Баранский); введена обязательная практика студентов в экспедициях. В 30-е гг. были созданы самостоятельные географические отделения, а затем географические и геолого-географические факультеты университетов. В последующие годы всё более углублялась специализация оканчивающих географические факультеты, возникали новые кафедры. Современная типовая структура географических факультетов в университетах СССР включает специальности: физическая география, экономическая география, геоморфология, метеорология и климатология, гидрология суши, океанология и картография.

В СССР географов готовят университеты и педагогические институты по дневной, вечерней и заочной системам обучения. Крупнейшими центрами Г. о. являются Московский, Ленинградский, Киевский университеты и педагогические институты. В некоторых университетах имеются геолого- и географо-биологические факультеты. Студенты университетов на первых курсах получают широкую общегеографическую подготовку, на старших курсах изучают цикл специальных (профилирующих) дисциплин, работают в семинарах, проходят специальную практику (геологическую, геодезическую, комплексно-географическую в научно-исследовательских институтах, школах, экспедициях и др.), выполняют и защищают курсовые и дипломные работы по избранной специальности, сдают государственные экзамены по общественным дисциплинам. Подготовка географов в педагогических институтах строится без подразделения на узкие специальности. Значительное место отводится изучению педагогических дисциплин (психология, педагогика, методика преподавания) и педагогической практике. Многие педагогические институты готовят учителей по двум профилям: географии и биологии (географо-биологические, естественно-географические факультеты), истории и географии и др. В учебных планах всех педагогических институтов также предусмотрена практика полевая на учебных базах, краеведческая и в форме дальних экскурсий (экспедиций). Срок обучения на географических специальностях 4-5 лет.

В 1970 учителей географии готовили 33 университета (18,7 тыс. студентов, ежегодный выпуск около 1,6 тыс. специалистов) и 77 педагогических институтов (40 тыс. студентов, ежегодный выпуск - 6,2 тыс. специалистов, в том числе около 300 с двумя специальностями), приём на географические факультеты (отделения, специальности) около 10 тыс. чел.

Значительное место занимают специальные географические дисциплины в учебных планах ряда смежных специальностей в вузах, готовящих картографов, гидрологов, метеорологов, климатологов, землеустроителей, агрономов, лесоводов, экономистов, инженеров транспорта и др., а также в средних специальных учебных заведениях (топографических, гидрометеорологических, с.-х. и др.).

В вузах, а также в АН СССР и в Академии педагогических наук СССР имеется аспирантура, в которой готовят научные и научно-педагогические кадры по географическим наукам.

Подготовка специалистов-географов осуществляется во всех странах мира, где имеются университеты и педагогические институты. В социалистических странах Г. о. развивается по всем отраслям географии. Крупными центрами Г. о. являются старейшие университеты - в Берлине (столице ГДР), Лейпциге, Варшаве, Кракове, Будапеште и др. В капиталистических странах характер, направление, формы Г. о. весьма различны. Например, в крупнейших университетах США (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско и др.) имеется узкая специализация (геоморфология, метеорология, гидрология, экономическая география отраслей хозяйства); во Франции (Сорбонна и др. университеты) преобладает комплексно-географическая (страноведческая) подготовка географов, большое значение имеет научная школа географии населения и хозяйства; в университетах Великобритании (Оксфорд, Кембридж, Лондон) наряду со страноведением и экономической географией видное место занимает океанография. Учителей географии в зарубежных странах выпускают преимущественно университеты (3-4 г. обучения). Будущие учителя нередко совмещают два профиля (например, география и физика, география и психология, география и иностранный язык). Педагогическая практика в процессе обучения занимает меньшее место, нежели в сов. университетах и педагогических институтах.

Общее Г. о. даёт средняя общеобразовательная школа. В СССР география как самостоятельный учебный предмет систематически изучается в 5-9-х классах (начальный курс физической географии, включающий сведения о топографическом плане и географической карте, знания о сферах Земли и методах их исследования и др.; физическая география материков, СССР, экономическая география СССР и зарубежных стран). В некоторых капиталистических странах школьные программы и учебники по географии имеют страноведческое направление.

Лит.: Баранский Н. Н., Исторический обзор учебников географии (1876-1934), М., 1954; его же, Экономическая география в средней школе. Экономическая география в высшей школе, М., 1957; География в Московском университете за 200 лет (1755-1955). Под ред. К. К. Маркова и Ю. Г. Саушкина, М., 1955; Бутягин А. С., Салтанов Ю. А., Университетское образование в СССР, М., 1957; Соловьев А. И., Современное состояние и задачи высшего географического образования. Материалы к 4 съезду географического общества СССР, Л., 1964; Просвещение в странах мира, М., 1967.

А. И. Соловьев.

Современное образование, перманентно модернизируясь ставит перед собой задачу развития гармонично развитой и высокообразованной личности обучающегося. Развитие науки каждый год вносит в образовательные программы существенные изменения, которые формируют те знания, которые являются фундаментальными для личности. В перечне наук, ставящих перед собой вышеуказанные цели, следует отметить особое влияние, которое оказывает непосредственно география на формирование у обучающегося тех необходимых знаний, позволяющих ему правильно воспринимать и оценивать существующую научную картину мира.

С момента появления науки география вплоть до середины ХХ века учеными данная дисциплина оценивалась как описательная, при этом ее значение в образовательном процессе необоснованно занижалось, а знания даваемые ею изучающим ее субъектам, оценивались как общие и не имеющие практического значения, как например, знания основ математических предметов. Отношение к данной науке коренным образом изменилось после Великой Отечественной войны, когда ее вклад в победу по достоинству оценили и признали ее огромное практическое значение. В данный период, по мнению Вице-президента Академии наук СССР, председателя комиссии по геолого- географическому обслуживанию Красной Армии академика А. Е. Ферсмана география вышла на передовые позиции среди тех наук, которые подготавливали стратегические, тактические и оперативные решения практически на полях сражений. При этом им было замечено, что «география - совсем не наука об отдельных фактах окружающего нас мира. География - наука о связях, о глубочайших соотношениях, которые существуют в природе между отдельными явлениями и трудящимся в ней человеком». С данного периода география сделала большой скачок в своем развитии, были созданы мощные образовательные программы, позволяющие учащимся изучать данную науку постепенно, всесторонне погружаясь в ее и впитывая тот огромный потенциал который она представляет для тех, кто ее изучает.

Сейчас, в эпоху глобализации, в эпоху быстро развивающегося мира, значение географии в образовании личности выходит на передовой план. Она несет собой множество полезных функций, осуществление которых позволяет субъекту изучения данной дисциплины получать фундаментальные, всесторонние, значимые, актуальные знания и формировать гармонично развитую личность.

Выделим основные аспекты воздействия географического образования на развитие личности ребенка и кратко характеризуем каждый из них:

  1. Общеобразовательный аспект - характеризуется предоставлением личности ученика необходимых первичных знаний об окружающем мире, которые формируют его мировоззрение и позволяют найти ответы на типичные вопросы в познании окружающей действительности и ощутить взаимосвязь большого количества явлений и процессов, влияющих непосредственно на развитие общества.
  2. Социальный аспект - характеризуется тем, что географическое образование позволяет ученику приобщиться к тем общественным процессам и явлениям, которые могут быть объяснены с точки зрения данной науки, и позволяют обучающемуся воспринимать себя как неотъемлемую часть социума, который, в свою очередь тесно связан с природой.
  3. Экономический аспект - ярко проявляется в том, что географическое образование позволяет личности обучающегося получать важнейшие экономические знания, относящиеся не только к его стране, но и ко всему мировому сообществу, что, безусловно, дает ей мощные ориентиры в объективной оценки существующей и постоянно меняющейся действительности. Данные знания как нельзя лучше описывают динамику, причины и последствия тех или иных экономических событий, которые напрямую влияют на поступательное развитие общества.
  4. Политический аспект - может быть характеризован предоставлением личности обучающегося необходимых знаний геополитики, политики, которые в тесной связи с экономическими знаниями позволяют адекватно и многосторонне оценивать происходящие в мире процессы и явления, дополняя мировоззрение личности специфическими знаниями данной области.
  5. Патриотический аспект - характеризуется наделением личности теми необходимыми знаниями о его стране, которые позволяют ему с уважением относиться к тем природно-культурно-экономическим факторам, которые в своей совокупности образуют культурный код нации и страны. Именно данный аспект формирует у личности любовь к своей Родине, стремление к сохранению ее уникальных особенностей, приобщает ее к огромному существующему внутри ее разнообразию, создавая неподдельный патриотизм.
  6. Духовный аспект - позволяет вложить в личность обучающегося те ценностные ориентиры, которые способствуют развитию ее бережного отношения к природе, и стремления к ее охране и сохранению ее уникального разнообразия.

Таким образом, резюмируя сказанное отметим, что география напрямую связана с предоставлением компетентных и адекватных ответов на современные вызовы техногенного, социально-экономического, политического и экологического характера, которые звучат все громче и громче, как отметил В. В. Путин на съезде Русского географического общества: «география является одной из фундаментальных наук, на которой основывается познание всего окружающего мира» . Главным объектом географических исследований выступает окружающая среда во всем ее многообразии и сложности изменений в результате усиливающегося, многократно усложняющегося антропогенного воздействия. Значение географического образования для формирования всесторонне развитой личности трудно переоценить в связи с вышеуказанными аспектами, остается надеется на то, что в ближайшее время новые образовательные стандарты улучшат образовательные стандарты в данной области, продолжая мощные традиции географического образования в обществе.


Полный текст материала Доклад: "Роль географического образования в развитии личности ребенка на современном этапе" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент. века, в учебных заведениях России - в 17 в. (например, в Киево-Могилянской академии). В 17 в. появились первые учебные руководства по географии, например переведённая на русский язык в начале 18 в. «География генеральная¼» нидерландского учёного Варениуса. Уже в начале 18 в. география являлась самостоятельным учебным предметом в Школе математических и навигацких наук , в Петербургской морской академии и была предусмотрена М. В. Ломоносовым в проекте учебного плана Московского университета (где и читалась Д. В. Савичем с открытия университета). К концу 18 в. в географии (курсы которой читались уже во многих университетах Западной Европы) ясно наметились три направления - география физическая, экономическая (чаще называвшаяся в то время статистической) и страноведение. Физическая география преподавалась в университетах на факультетах естественных наук, статистика и страноведение - на факультетах словесности (историко-филологических).

Становление географии как университетской науки в России было признано уставом университетов 1804, по которому на словесных факультетах были учреждены две кафедры: всемирной истории, статистики и географии; истории, статистики и географии Российского государства. Однако подготовка специалистов-географов не предусматривалась, учебные курсы географии были «подсобными» при подготовке историков и филологов.

В странах Западной Европы преобладающим направлением в географии было страноведение, в конце 19 в. в Великобритании и Франции издаются капитальные сводки по страноведению (X. Дж. Маккиндер, Г. Видаль де ла Блаш), в Германии - по геоморфологии (А. Пенк), общей географии (А. Зупан), сравнительному землеведению (К. Риттер), географии населения (Ф. Ратцель). Значительное влияние на развитие Географическое образование в высшей школе оказал немецкий географ А. Гумбольдт. Французский географ и социолог Э. Реклю организовал в Брюсселе специальное высшее учебное и научное учреждение - географический институт. В США, в отличие от Европы, география развивалась в тесной связи с картографией, особенно в системе военного ведомства.

В 1863 в русских университетах были созданы кафедры физической географии, в 1884 - кафедры географии и этнографии. В связи с этим в учебные планы университетов был введён ряд географических дисциплин - общая физическая география, география России, география материков, антропогеография, этнография, история географии и др. Значительную роль в развитии отечественной Географическое образование сыграли научные школы университетов Московского (Д. Н. Анучин, А. А. Борзов, А. С. Барков, М. А. Боголепов, А. А. Крубер, Б. Ф. Добрынин, С. Г. Григорьев, М. С. Боднарский) и Петербургского (А. И. Воейков, П. И. Броунов, В. П. Семёнов-Тян-Шанский, Л. С. Берг, Ю. М. Шокальский и др.). В Новороссийском университете (Одесса) Географическое образование руководил Г. И. Танфильев, в Казанском - П. И. Кротов, в Харьковском - А. Н. Краснов и др. В начале 20 в. большую роль в улучшении Географическое образование в школе сыграли новые учебники и учебные пособия А. С. Баркова, С. Г. Григорьева, А. А. Крубера и С. В. Чефранова; в учебные планы географических специальностей вузов введена учебная практика, созданы учебные станции; подготовка специалистов с Географическое образование для научно-исследовательской и педагогической работы осуществлялась при физико-математических факультетах.

Положение высшего Географическое образование резко изменилось после Великой Октябрьской революции. В 1918-25 в Петрограде работал (вуз), при котором в 1922 был создан научно-исследовательский институт географии, в 1923 такой же научно-исследовательский институт учрежден при Московском университете. К конце 20-х гг. в университетах радикально перестроены учебные планы и программы географических специальностей, особенно экономической географии (Н. Н. Баранский); введена обязательная практика студентов в экспедициях. В 30-е гг. были созданы самостоятельные географические отделения, а затем географические и геолого-географические факультеты университетов. В последующие годы всё более углублялась специализация оканчивающих географические факультеты, возникали новые кафедры. Современная типовая структура географических факультетов в университетах СССР включает специальности: физическая география, экономическая география, геоморфология, метеорология и климатология, гидрология суши, океанология и картография.

В СССР географов готовят университеты и педагогические институты по дневной, вечерней и заочной системам обучения. Крупнейшими центрами Географическое образование являются Московский, Ленинградский, Киевский университеты и педагогические институты. В некоторых университетах имеются геолого- и географо-биологические факультеты. Студенты университетов на первых курсах получают широкую общегеографическую подготовку, на старших курсах изучают цикл специальных (профилирующих) дисциплин, работают в семинарах, проходят специальную практику (геологическую, геодезическую, комплексно-географическую в научно-исследовательских институтах, школах, экспедициях и др.), выполняют и защищают курсовые и дипломные работы по избранной специальности, сдают государственные экзамены по общественным дисциплинам. Подготовка географов в педагогических институтах строится без подразделения на узкие специальности. Значительное место отводится изучению педагогических дисциплин (психология, педагогика, методика преподавания) и педагогической практике. Многие педагогические институты готовят учителей по двум профилям: географии и биологии (географо-биологические, естественно-географические факультеты), истории и географии и др. В учебных планах всех педагогических институтов также предусмотрена практика полевая на учебных базах, краеведческая и в форме дальних экскурсий (экспедиций). Срок обучения на географических специальностях 4-5 лет.

В 1970 учителей географии готовили 33 университета (18,7 тыс. студентов, ежегодный выпуск около 1,6 тыс. специалистов) и 77 педагогических институтов (40 тыс. студентов, ежегодный выпуск - 6,2 тыс. специалистов, в том числе около 300 с двумя специальностями), приём на географические факультеты (отделения, специальности) около 10 тыс. чел.

Значительное место занимают специальные географические дисциплины в учебных планах ряда смежных специальностей в вузах, готовящих картографов, гидрологов, метеорологов, климатологов, землеустроителей, агрономов, лесоводов, экономистов, инженеров транспорта и др., а также в средних специальных учебных заведениях (топографических, гидрометеорологических, с.-х. и др.).

В вузах, а также в АН СССР и в Академии педагогических наук СССР имеется аспирантура, в которой готовят научные и научно-педагогические кадры по географическим наукам.

Подготовка специалистов-географов осуществляется во всех странах мира, где имеются университеты и педагогические институты. В социалистических странах Географическое образование развивается по всем отраслям географии. Крупными центрами Географическое образование являются старейшие университеты - в Берлине (столице ГДР), Лейпциге, Варшаве, Кракове, Будапеште и др. В капиталистических странах характер, направление, формы Географическое образование весьма различны. Например, в крупнейших университетах США (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско и др.) имеется узкая специализация (геоморфология, метеорология, гидрология, экономическая география отраслей хозяйства); во Франции (Сорбонна и др. университеты) преобладает комплексно-географическая (страноведческая) подготовка географов, большое значение имеет научная школа географии населения и хозяйства; в университетах Великобритании (Оксфорд, Кембридж, Лондон) наряду со страноведением и экономической географией видное место занимает океанография. Учителей географии в зарубежных странах выпускают преимущественно университеты (3-4 г. обучения). Будущие учителя нередко совмещают два профиля (например, география и физика, география и психология, география и иностранный язык). Педагогическая практика в процессе обучения занимает меньшее место, нежели в сов. университетах и педагогических институтах.

Общее Географическое образование даёт средняя общеобразовательная школа. В СССР география как самостоятельный учебный предмет систематически изучается в 5-9-х классах (начальный курс физической географии, включающий сведения о топографическом плане и географической карте, знания о сферах Земли и методах их исследования и др.; физическая география материков, СССР, экономическая география СССР и зарубежных стран). В некоторых капиталистических странах школьные программы и учебники по географии имеют страноведческое направление.

Лит.: Баранский Н. Н., Исторический обзор учебников географии (1876-1934), М., 1954; его же, Экономическая география в средней школе. Экономическая география в высшей школе, М., 1957; География в Московском университете за 200 лет (1755-1955). Под ред. К. К. Маркова и Ю. Г. Саушкина, М., 1955; Бутягин А. С., Салтанов Ю. А., Университетское образование в СССР, М., 1957; Соловьев А. И., Современное состояние и задачи высшего географического образования. Материалы к 4 съезду географического общества СССР, Л., 1964; Просвещение в странах мира, М., 1967.

А. И. Соловьев.

Статья про слово "Географическое образование " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 4380 раз

Хороший специалист-географ сегодня чрезвычайно востребован рынком труда.

Крупные геофаки делятся на 4 направления, которые связаны между собой только в науке, практическими своими сферами деятельности расходясь очень сильно: общественная (социально-экономическая) география, физическая география, гидрометеорология и картография. Это совершенно разные пути дальше в жизни.

Общественная география - огромный и очень интересный мир. В зависимости от узкой специализации географы работают в стратегических, транспортных и маркетинговых подразделениях промышленных компаний и банков (географы-промышленники и транспортники), консалтинговых компаниях и экономических подразделениях органов власти (география инвестиций, региональный анализ и региональная политика), градостроительстве и урбанистике (география городов, культурная география), внешней и внутренней политики, агро-промышленном комплексе, сфере туризма и множестве других отраслей. Экономико-географ отличается тем, что помимо знания отрасли (экономики/социологии/политологии и т.д.) и владения математическими и полевыми методами исследования обладает навыками территориального синтеза - способностью увидеть в происходящих в конкретном месте процессах проявления универсальных закономерностей и местной специфики.

Физическая география - это прямой пути в самые разные экологические проекты, охрану среды, оценки воздействия производств, инженерных изысканиях при проектировании и строительстве крупных объектов, а также работу в сфере сохранения наследия, в том числе в заповедниках и национальных парках. Физико-географ хорошо разбирается в ботанике, почвоведении, механике грунтов и геологии, геохимии, полжизни проводит в поле, а вторую половину - в обработке полевых результатов и анализе космических снимков.

Картография - это огромный и растущий рынок он-лайн картографических сервисов, навигационных систем, картографической поддержки различных изысканий, и, в особенности, создания геоинформационных систем. Картографы также занимаются технологиями зондирования Земли из космоса. Подготовка и работа современного картографа связана в первую очередь с информатикой, математическим моделированием, дизайном карт.

Гидрометеорология - специальная область исследований, связанная с изучением атмосферы, вод суши и океанов. Все эти области высоко математизированы и связаны скорее с изучением физики, математики и информатики. Гидрологи нужны для проведения гидротехнических изысканий для проектирования промышленных объектов, предупреждения опасных явлений, создания мелиоративных систем и т.п. Метеорологи и климатологи занимаются прогнозированием погоды, изучением процессов глобальных изменений климата, прогнозированием опасных атмосферных явлений. Океанологи изучают процессы, происходящие в морях и океане: течения, волны, температуру и соленость, взаимодействие океана и атмосферы, ресурсы океана и возможности их использования.

Дополняя ответ Руслана:

Я знаю, что в МГУ и СПБГУ образование достаточно сильное и фундаментальное. Это наследство от советского образования, когда на выходе из школы каждый человек имел как минимум географическую картину мира. Сейчас же меня в Британии несколько раз спросили действительно ли существует такая страна - Казакстан? Они думали, что ее выдумали в кино для антуража. Спрашивали в приличных заведениях на ресепшене и в банке.

В общем, в МГУ на 1 курсе учат всему понемногу, далее студент делает свой выбор на конкретное направление. Собственно, отвечая на вопрос, перспективно ли это, я скажу, что да. Тебе дают знания, есть все условия для роста, дальше все зависит только от человека. Есть самые разные примеры, чего добились выпускники (например, Слипенчук - местная знаменитость). Эти знания кажутся никому ненужными или устаревшими, но они дают полное комплексное понимание того как устроен мир. Это качество сильно ценится практически во всех сферах занятости.

Ответить

Известными вне географии стали, вообще говоря, многие. Приведу только несколько общественников:
Дмитрий Орешкин - известный политолог и специалист по электоральной географии
Алексей Новиков - декан Высшей школы урбанистики ВШЭ, а ранее - директор российского Thomson Reuters и Standard & Poor"s
Леонид Смирнягин - специалист по федерализму и политической географии, член Президентского совета при Б.Н. Ельцине
Наталья Зубаревич - ведущий специалист по экономике и политике российских регионов
Райр Симонян - глава банков Morgan Stanley и UBS в России
Евгений Гонтмахер - замдиректора ИМЭМО
Жанна Зайончковская - один из ведущих специалистов в области демографии и изучения миграций
Юрий Веденин - директор Института природного и культурного наследия
Светлана Миронюк - директор и главный редактор РИА Новости
и многие другие.

Ответить

Прокомментировать

Географическое образование дает достаточно широкий спектр возможностей. Географ - по своей природе универсальный специалист, может пригодиться совершенно в разных сферах от строительства и проектирования всего, чего только можно придумать, до применения навыков в экономике и политике. Я работаю 10 лет в кино, но заканчивала географический факультет, и ни разу об этом не пожалела, потому что высшее образование - это не только профессиональные навыки, но главным образом способ мышления, а география очень здорово структурирует мозги, приучает системно мыслить, анализировать, смотреть на все явления очень широко.

Как известно, география делится на физическую и экономическую, это совершенно разные науки, физгеографы - это гидрологи, гляциологи, метеорологи, геоморфологи, океанологи и другие специалисты, без которых невозможна никакая экологическая экспертиза. При строительстве мостов, зданий, прокладке дорог, трубопроводов нужна оценка специалиста. Иначе, когда случатся оползни, ливневые дожди, река изменит русло... могут быть необратимые последствия.

Картография сейчас развивается, благодаря спутниковой навигации, но все эти яндекс-карты, гугл-космические снимки нужно сшивать, обрабатывать и обслуживать эти системы. Множество разработок полезных ископаемых, лесное хозяйство, сельское хозяйство (которого у нас почти не осталось) базируется на географии.

В экономической географии очень перспективная тема - география городов, брендинг городов, городское планирование - это тоже по большей части зона ответственности географов. Политическая, электоральная география - прогноз и оценка результатов выборов, политического состояния регионов - очень перспективная и крайне интересная сфера. В любой отрасли экономики лучшим будет тот специалист, кто понимает географию, география - это опыт и хорошая интуиция в любой сфере, где подразумевается какая-то логистика. Социология без географии просто никуда. Любой опрос общественного мнения потому что напрямую связан с конкретными условиями конкретного места. И хорошо бы, проводя любой опрос, это понимать и учитывать.

Вообще, это только 1% возможностей, разумеется, все зависит от интересов конкретного человека. Следует только понимать, что географ - человек, который предпочитает судить о мире по собственным впечатлениям и исследованиям, поэтому геофак любого вуза - это полевой факультет, и поле деятельности географа обязательно связана с перемещениями по миру (иногда не в очень комфортных условиях).

В кинопроизводстве и околокиношной сфере, кстати, тоже географы очень хорошо приживаются, организация съемок на натуре - своего рода полевая работа с людьми и приборами.

Наверное, все уже слышали новость об введении обязательном ЕГЭ по географии. Также было много выступлений президента В. В. Путина на различных форумах, где он открыто выражал поддержку географии и рассказывал о её перспективах. Так что получать географическое образование имеет смысл. Однако, стоит задуматься о каком направлении идёт речь. Есть педагогическое направление (педагогическое образование) и география (экономическая география,социальная география, физическая географы, геоэкология, картография, геодезия, гидрология, гидрометеорология, палегеография, палеолимнология, климатология, геоморфология, историческая геоморфология, экология, ландшафтоведение и это далеко не весь перечень специальностей). Стоит иметь ввиду, что педагогическое образование на данный момент существенно отстаёт в своём развитии, старые стандарты не говоря уже о методах преподавания и отсутствия полевого исследования в учебном плане и возможности провести исследования в школе. Поэтому если хотите быть учителем географии, то стоит подумать и очень хорошо подумать. Учителей географии, которые ещё и по полевым исследованиям ездят, школы, сотрудничающие с РАН, с РГО по пальцам пересчитать можно. И не думайте, что если вам попалась элитная школа, лучшая в районе, в провинциальном городе, то вам дадут хоть какие-то перспективы работать так, как вы хотите. Вполне возможно, что в этой самой "элитной" школе и будете сидеть, как в болоте и ненавидеть университетские годы, потраченные на изучение этой самой настоящей перспективной науки.