Запятые между частями связанными сочинительной связью. Что такое подчинительная связь в сложном виде предложений. Сложные предложения с бессоюзной связью

Части сложного предложения должны быть обязательно соединены между собой при помощи сочинительной или подчинительной связи. Какая именно используется связь в сложном предложении можно определить по союзу и еще некоторым важным деталям. Так выделяют (ССП) и сложноподчиненные предложения (СПП).

Сочинительная связь

Для начала следует вспомнить, что сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, которые имеют единое смысловое значение. От того, как эти основы взаимодействуют между собой, зависит тип предложения и требуемая пунктуация.

Например, предложение «Я пойду гулять» простое, оно имеет одну грамматическую основу. А вот если добавить к нему еще одну часть («Я пойду гулять, но сначала сделаю уроки»), то получится уже ССП с двумя основами «я пойду гулять» и «сделаю уроки», где в качестве сочинительного союза выступает «но».

Что такое сочинительная связь? Это взаимодействие двух и более частей, которые являются равноправными и не зависят друг от друга. Предложения с сочинительной связью определяются двумя простыми способами.

Необходимо:

  1. Задать вопрос от одной грамматической основы к другой – обычно в ССП это невозможно: «Утро было прохладное, но я поехал кататься на велосипеде».
  2. Попробовать разделить ССП на два отдельных предложения без потери смысла: «Солнце скрылось за холмом, и головки подсолнушков грустно поникли» — «Солнце зашло» и «Головки подсолнушков грустно поникли». Смысл не утерян, при этом одно предложение превратилось в два отдельных.

Яркие примеры можно встретить в русском фольклоре: «Волос долог, а ум короток», «Баба пляшет, а дед плачет», «Баба с возу, а кобыле легче», также они встречаются в описаниях природы и текстах-размышлениях.

Части ССП обычно соединяются одноименными союзами, которые разделяются по типам: соединительные (и, также и др.), разделительные (или, либо, не то…не то и др.) и противительные (но, а, зато и др.).

Важно знать ! Сочинительная связь может использоваться не только для связи простых предложений в составе сложного, но и для связи однородных членов, причастных или деепричастных оборотов.

Подчинительная связь

Если использованы две и более грамматические основы, при этом они не равноправны, а зависят в некоем порядке друг от друга, то это сложное предложение с .

СПП обязательно имеет главную часть и придаточную, причем от первой ко второй можно задать определяющий вопрос.

Например, «Вася вышел погулять, потому что его мама затеяла генеральную уборку». Главная часть «Вася вышел погулять», от нее задаем вопрос «почему он это сделал?» и в придаточной части ответ «потому что мама затеяла генеральную уборку».

Второстепенная или придаточная часть могут выступать как обстоятельство, определение или дополнение.

Определить такой тип взаимодействия можно:

  1. Задав вопрос от главного предложения к придаточному.
  2. Выделив грамматические основы и определив главную из них.
  3. Определить тип союза.

На письме такое взаимоотношение частей выделяться знаками препинания, а в устной речи – интонационной паузой.

Типы подчинительной связи

Чтобы правильно разобрать предложение на части и определить типы подчинительной связи, необходимо правильно определить главную часть и задавать вопрос от нее к придаточному.

Придаточное может быть нескольких типов:

  1. Определительное отвечает на вопросы: какой? который? чей?
  2. Изъявительное отвечает на вопросы косвенных падежей, т.е. все, кроме именительного.
  3. Обстоятельственное отвечает на вопросы: где? куда? зачем? откуда? почему? когда? как?

Поскольку группа обстоятельственных придаточных очень объемная, то среди них выделяют еще подгруппы. Определить вид так же помогает вопрос.

Придаточное обстоятельственное бывает следующих видов:

  • времени (когда? как долго?);
  • места (где? куда? откуда?);
  • причины (почему?);
  • цели (для чего? с какой целью?);
  • образа действия и степени (как? в какой мере? в какой степени?);
  • сравнения (как?);
  • следствия (что из этого следует?);
  • условия (при каком условии?);
  • уступки (вопреки чему?).

Важно! Вид придаточного определяют именно по вопросу, а не по типу подчинительного союза или союзного слова. Так, например, союзное слово «где» может употребляться не только в обстоятельственных придаточных места, но и в придаточном определительном: «Я спешу в тот дом (какой?), где я раньше жил».

Типы связи в СПП

Поскольку подобное предложение часто в своем составе содержит сразу несколько придаточных, в нем следует также определять и подчиненные отношения:

  • Последовательное подчинение. Каждая придаточная часть относится к слову из предшествующей придаточной части («Я напевал песню, которую услышал вчера, когда мы гуляли по парку»).
  • Однородное подчинение. По структуре напоминает однородные члены предложения. Придаточные части отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же слову в главном предложении, при этом подчинительные союзы могут быть разные («После случившегося я не понимала, как жить и что делать дальше, как забыть все и начать жизнь заново»). Постановка знаков препинания подчиняется тому же правилу, что и пунктуация при однородных членах предложения.
  • Параллельное подчинение. Придаточные относятся к одному и тому же главному предложению, но отвечают на разные вопросы: «Мне там было скучно, несмотря на толпу людей, потому что там мне никто не был интересен».

Важно! Могут встречаться предложения и с комбинированным подчинением.

Тонкости пунктуации

Не менее важно знать, какие знаки препинания должны ставиться в ССП и СПП, ведь части обязательно соединяются союзом – служебной частью речи, которая не склоняется, не спрягается и соединяет однородные члены или простые предложения в составе сложного. Именно союз помогает понять, какой тип связи используется в предложении.

Сочинительная и подчинительная связь в предложениях предполагает употребление одноименных союзов. При этом любой из них обязательно выделяется запятой на бумаге, а при чтении – интонационной паузой.

К подчинительным союзам относят: что, как, чтобы, едва, лишь, когда, где, откуда, столько, до какой степени, как будто, словно, потому что, если, несмотря на то, хотя и др.

Сочинительная связь в предложении и словосочетании определяет употребление союзов: и, да, не только, также, но и, тоже, как …, так и, или, либо, то, зато, однако, тоже, также, то есть и пр.

Но предложения бывают и бессоюзными, в таком случае его части разделяются не только запятой («Солнце взошло, петухи привычно затянули утренние песни»), но и другими знаками препинания:

  • двоеточием: «Я говорил тебе: опаздывать нельзя!»
  • точкой с запятой: «На небе зажглись звезды, наполнив ночь светом; почувствовав ночь, вдалеке завыл волк на высоком холме; рядом на дереве закричала ночная птица».
  • тире: «На улице льет как из ведра — выйти погулять невозможно».

Полезное видео

Подведем итоги

Наличие сложных предложений делают письменную и устную речь яркой и выразительной. Их часто можно встретить в художественной литературе и публицистических статьях. Наличие сложных конструкций позволяет человеку правильно и последовательно выражать свои мысли, а также показывать свой уровень грамотности. Ошибки в пунктуации, напротив, свидетельствуют о низкой речевой культуре и безграмотности.

Вконтакте

Может состоять из двух и более частей. Предложения, состоящие из трёх и более частей, могут быть связаны с помощью союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи.

Проанализируем примеры:

Части этого сложного предложения соединяются с помощью сочинительного союза но: , (чтобы), но .

2. Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали (М. Лермонтов). - Предложение сложное,
состоит из трёх частей:
1 -я часть - Грушницкий споткнулся ;
2-я часть - ветка, за которую он уцепился, изломилась - сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, которое находится внутри главного;
3-я часть - он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали - сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

Таким образом, первая и вторая части связаны без союза, только с помощью интонации , третья часть присоединяется с помощью сочинительного союза и:
, [, (за которую...), ], и , (если).

Возможны четыре варианта комбинаций видов связи в сложных предложениях, состоящих из трёх и более частей.

1. Закрепление учебного материала

Составьте возможные комбинации видов связи в сложных предложениях с разными видами связи:

1) сочинительная и подчинительная;
2)
3)
4)

Чтобы правильно понять смысл предложений, состоящих из нескольких частей, и верно расставить знаки препинания, рассуждайте в такой последовательности:
1) по смыслу и интонации выделите в предложении смысловые части, определите их синтаксическую роль;
2) определите, чем связаны части предложения, разделите их соответствующими знаками;
3) проанализируйте, чем осложнена каждая часть (обособленные члены предложения, вводные, однородные члены предложения ), проверьте постановку знаков препинания при них.

2. Анализ учебного материала

Спишите данные предложения. Письменно проанализируйте их по образцу, приведённому в параграфе. Составьте их схемы.

1. Первой к трубке всегда подбегала собака , она радостно и торопливо лаяла, как будто старалась рассказать ему что-то на своём собачьем языке (Ф. Искандер ). 2. Собачья конура была похожа на игрушечный домик, какие бывают в детских парках, и только чёрный круг входной дыры напоминал об её истинном назначении (Ф. Искандер ). 3. Тут в комнату ворвался ветер, так что пламя свечей в канделябрах легло, тяжёлая занавеска на окне отодвинулась, распахнулось окно, и в далёкой высоте открылась полная луна (М. Булгаков ). 4. Этот садик выглядит весьма эффектно: площадка покрыта крупной светло-серой галькой, а растения для лучшего обзора высажены на значительном расстоянии друг от друга. 5. Он опять сделал паузу; и вдруг генерал понял, что видит перед собой преобразившегося человека: сто бесцветные глаза светились энергией, и весь он был так похож на профессора (И. Акимов ).

3. Восстановление предложений

Восстановите предложения, соединяя отдельные предложения с помощью бессоюзной и союзной связи (союзы даны в скобках). Запишите их, расставляя знаки препинания .

1. Зашумели берёзы неподалёку от костра. Чудится, что кто-то большой шагает по сухим листьям (и ) (Ю. Казаков ). 2. Они вышли на вокзальную площадь. Горели фонари. Шумел город. Снег уже успели убрать. Они оба почувствовали, что им нужно сейчас прощаться (а, и ) (Ю. Казаков ). 3. Его охватил покой, потому что день завершился. Такой покой охватывает иной раз, когда разрешишь давно мучившую тебя задачу (А. де Сент-Экзюпери ). 4. Снег падал медленно и очень важно. Хлопья его были такие большие, что казалось: с неба слетают на город лёгкие белые цветы (и ) (В. Солоухин ). 5. Где работают, там и густо. В ленивом дому пусто (а ) (Пословица )..6. Не всему верь, что слышишь. Не всего желай, что видишь. Не всё делай, что можешь (Пословица ).

4. Взаимодиктант

І. Работа в парах . Распределите в паре, кто какой мини-текст будет диктовать. Прочитайте про себя свой текст и продиктуйте тексты друг другу. Обменяйтесь тетрадями и без учебника проверьте диктанты друг друга, исправляя чужие ошибки зелёной настой.

ІІ. Проверьте свои диктанты по учебнику. Если есть ошибки, сделайте исправления красной пастой и объясните ошибки.

1. Яшка оглянулся: ярко светило солнце, и листья кустов и ивы блестели, радужно горела паутина между цветами, и трясогузка сидела наверху, на бревне, покачивала хвостом и блестящим глазом смотрела на Яшку, и всё было так же, как и всегда, всё дышало покоем и тишиной, и стояло над землёй тихое утро (Ю. Казаков ).

2. Он никогда не хохочет, а улыбается так: зубы покажет все до одного, а кожа на щеках при этом почти неподвижна, словно перетянута, и он боится, как бы не лопнула. То же самое и когда злится: глаза совсем сжимаются, сощуриваются, губы белеют, видно, что недоволен чем-то, взбешён, а присмотришься - лицо-то почти то же, что и пять минут назад, когда улыбался (А. Волос ).

При сочетании двух подчинительных союзов: что если, что когда, так что хотя, хотя если или при сочетании сочинительного и подчинительного союзов:и когда, и если, и где, но когда и т. п. запятая между ними не ставится, если дальше идёт вторая часть союза: то, так, но .

5. Пунктуационная работа

Спишите предложения. Определите, в каких случаях при сочетании союзов между ними необходимо ставить запятую, в каких - нет. Расставьте, где необходимо, запятые.

1. Мальчик старика боялся и когда тот изредка появлялся в их доме старался держаться от важного посетителя в стороне (А. Варламов ). 2. Веня не перебивал Родю но когда тот закончил рассказ посмотрел на него с досадой (Ю. Сотник ). 3. Он не замечал как шло время но когда глянул на часы то увидел что уже поздно (В. Шефнер ). 4. Осенью пляж был безлюден и когда мы возвращались из школы я шёл домой через пустынный пляж (В. Шефнер ). 5. Девушка бледнела от ночной прохлады и когда они выходили из сада раздвигая мокрые синеватые листья она вздрагивала (Ф. Искандер ).

6. Преобразование предложений

І. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

ІІ. Перестройте предложения, устраняя то в предложениях, где слово то есть, и вводя его в те предложения, где слово то отсутствует, и запишите. Как изменится пунктуация при сочетании союзов?

1. Машина подъезжала к остановке и когда была уже совсем близко шофёр свернул в ближайший переулок. 2. Я привстал с кровати и если бы не схватил руку медсестры то упал бы. 3. Мы не торопились но когда начал накрапывать дождь то мы прибавили шагу. 4. Я проспал часа четыре и когда проснулся уже стемнело.

При сочетании союзов и если, и когда, и где, и пока, и хотя и т. д. перед союзом и не всегда ставится разделяющая запятая. Проверяйте, что соединяет союз и - однородные члены предложения или части сложного предложения. Для этого мысленно уст раните предложение, присоединяемое подчинительным союзом и.

7. Выборочно-распределитель работа

Из упражнений 5 и 6 выпишите предложения с сочетанием союзов и если, и когда . Сначала выпишите предложения, в которых союз и соединяет однородные члены предложения, затем предложения, в которых союз и соединяет части сложного предложения.

8. Пунктуационно-орфографическая работа

І. Прочитайте предложения. Устно проанализируйте, сколько частей входит в их состав. Охарактеризуйте каждую часть. Укажите, чем каждая часть осложнена.

ІІ. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Объясните слитное и раздельное написание слов.

1. Я пробовал посадить ослика но он заупрямился и когда я ударил его он только недоумённо повёл ушами (Ф. Искандер ). 2. Всё это начинало мне надоедать и когда мы двинулись дальше я приметил в фасаде одного из домов углубление нечто вроде ниши защищенной от ветра (Ф. Искандер ). 3. Зверь так полюбил Никиту что когда мальчик уходил зверь тревожно нюхал воздух (Н. Лесков ). 4. Палые намокшие листья лежали тёмным настилом под деревьями и если близко подойти к ним то как будто вился от них лёгкий запах - остаток ли отданного во время жизни или уже первое тление (А. Солженицын ). 5. Дина играла с Олей и Игорем в разные игры и в доме стало шумно потому что когда в доме один ребёнок то это одно а когда больше одного то это уже куча мала (А. Рыбаков ).

ІІІ. Составьте схемы предложений.

9. Восстановление текста

І. Прочитайте предложения. Восстановите последовательность предложений в тексте. Озаглавьте его. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, объясните их постановку.

ІІ. Напишите изложение восстановленного текста.

1. Я смутно стал догадываться о связи которая существует между вещами и событиями.
2. Но у нас был настоящий рыжий и рыжеватость Алика никто не замечал.
3. И ещё я подумал что если бы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса может быть докторша к нам не зашла и ничего бы не случилось.
4. Глядя на Алика я подумал что если бы у нас в классе не было настоящего рыжего он сошёл бы за него потому что волосы у него светлые а веснушки которые он скрывал обнаружились во время укола.
(Ф. Искандер )

10. Домашнее задание

Спишите текст, расставляя знаки препинания. Укажите сложные предложения, состоящие из нескольких частей. Составьте их схемы.

Музыка... Великое никогда не увядающее искусство. Она окружает человека с древнейших времён и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня в век плейеров и караоке телевидения и компьютеров когда так доступны концерты и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте.

Да звучит очень много музыки музыки самой разной - старинной и современной так называемой «классической» и «лёгкой» исполняемой профессиональными артистами и любителями. Как
разобраться сориентироваться в этом безбрежном звуковом море? Как научиться отличать в музыкальном искусстве подлинное от подделки содержательную музыкальную пьесу от модного но пустого шлягера? Как почувствовать красоту серьёзного произведения которое поначалу может показаться скучным и неинтересным а на самом деле глубоко по образному смыслу и истинно красиво?

Совет один стараться больше знать о музыкальном искусстве его истории особенностях языка законах по которым строится музыкальное произведение (разумеется постоянно слушая много хорошей серьёзной музыки).
(М. Зильберквит )

С л о в а р ь :
Шлягер - популярная песня.

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык онлайн, бесплатно скачать тесты , подготовка к урокам и всё это бесплатно скачать или готовиться онлайн, книги, учебники, конспекты в помощь учителю и ученику, полный список тем по предметам и классам

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Предложение - это синтаксическая единица, характеризующаяся смысловой и грамматической завершенностью. Один из главных его признаков - наличие предикативных частей. По количеству грамматических основ все предложения относятся к простым или сложным. И те и другие выполняют в речи свою главную функцию - коммуникативную.

Виды сложных предложений в русском языке

В составе сложного выделяют два и более простых предложения, связанных между собой при помощи союзов или только интонации. При этом его предикативные части сохраняют свою структуру, но утрачивают смысловую и интонационную законченность. Способы и средства связи определяют виды сложных предложений. Таблица с примерами позволяет определить главные различия между ними.

Сложносочиненные предложения

Их предикативные части независимы по отношению друг к другу и равноправны по смыслу. Их можно легко разделить на простые и переставить местами. В качестве средства связи выступают сочинительные союзы, которые делятся на три группы. На их основе выделяют следующие виды сложных предложений с сочинительной связью.

  1. С соединительными союзами: И, ТОЖЕ, ДА (=И), ТАКЖЕ, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА И. При этом части составных союзов будут располагаться в разных простых предложениях.

Весь город уже спал, я тоже отправился домой. Вскоре Антон не только перечитал все книги домашней библиотеки, но и обратился к товарищам.

Особенностью сложносочиненных предложений является то, что описываемые в разных предикативных частях события могут происходить одновременно (И гром гремел, и солнышко пробивалось сквозь тучи ), последовательно (Прогрохотал поезд, и вслед за ним промчался самосвал ) или же одно вытекает из другого (Уже совсем стемнело, и необходимо было расходиться ).

  1. С противительными союзами: НО, А, ОДНАКО, ДА (=НО), ЗАТО, ЖЕ. Эти виды сложных предложений характеризуются установлением отношений противопоставления (Дед, вроде бы, все понял, но Григорию еще долго пришлось убеждать его в необходимости поездки ) или сопоставления (Одни суетились на кухне, а другие принялись за уборку сада ) между его частями.
  2. С разделительными союзами: ЛИБО, ИЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Первые два союза могут быть одиночными или повторяющимися. Пора было приступать к работе, или его ждало увольнение. Возможные отношения между частями: взаимоисключение (То ли у Пал Палыча действительно разболелась голова, то ли ему просто стало скучно ), чередование (Весь день ее то охватывала хандра, то вдруг подступал необъяснимый приступ веселья ).

Рассматривая виды сложных предложений с сочинительной связью, нужно отметить, что соединительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ и противительный ЖЕ всегда располагаются за первым словом второй части.

Основные виды сложных предложений с подчинительной связью

Наличие главной и зависимой (придаточной) части - вот их главное качество. Средством связи являются подчинительные союзы или союзные слова: наречия и относительные местоимения. Главная трудность их разграничения в том, что некоторые из них омонимичны. В таких случаях поможет подсказка: союзное слово, в отличие от союза, всегда является членом предложения. Вот примеры таких омоформ. Я точно знал, что (союзное слово, можно задать вопрос) мне искать. Танюшка совсем позабыла, что (союз) встречу назначили на утро.

Еще одной особенностью СПП является расположение его предикативных частей. Место придаточной четко не определено. Она может стоять перед, после или в середине главной части.

Виды придаточных в СПП

Традиционно принято соотносить зависимые части с членами предложения. Исходя из этого выделяют три основные группы, на которые делятся такие сложные предложения. Примеры представлены в таблице.

Тип придаточной

Вопрос

Средство связи

Пример

Определительные

Какой, который, чей, когда, что, где и др.

У горы стоял дом, крыша которого уже изрядно прохудилась.

Изъяснительные

Падежные

Что (с. и с.сл.), как (с. и с.сл.), чтобы, будто, как бы, то ли… то ли,кто, как и др.

Михаил не понимал, как решить проблему.

Обстоятельственные

Когда? Как долго?

Когда, пока, как, едва, в то время как, с тех пор как и др.

Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село.

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда

Изместьев положил бумаги туда, где их никто не мог найти.

Почему? Отчего?

Потому что, так как, ибо, благодаря тому что и др.

Извозчик остановился, ибо лошади вдруг зафыркали.

Следствия

Что из этого следует?

К утру прояснилось, так что отряд отправился дальше.

При каком условии?

Если, когда (= если), коли, раз, в случае если

Если дочь не звонила по неделе, мать поневоле начинала беспокоиться.

Зачем? С какой целью?

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы,

Фролов был готов на все, чтобы получить это место.

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, даром что, кто ни и др.

Вечер в общем-то удался, хотя и были мелкие недочеты в его организации.

Сравнения

Как? Подобно чему?

Как, будто, точно, словно, подобно тому как, как будто, так же как, как бы,

Снежинки большими, частыми хлопьями слетали вниз, будто их кто-то сыпал из мешка.

Меры и степени

До какой степени?

Что, чтобы, как, словно, будто, сколько, насколько

Установилась такая тишина, что становилось как-то не по себе.

Присоединительные

что (в косв. падеже), почему, отчего, зачем = местоимению это

Машины все не было, отчего тревога только возрастала.

СПП с несколькими придаточными

Иногда сложноподчиненное предложение может содержать две и более зависимые части, которые по-разному соотносятся друг с другом.

В зависимости от этого выделяют следующие способы связи простых в сложные предложения (примеры помогают выстроить схему описываемых конструкций).

  1. С последовательным подчинением. Следующая придаточная часть зависит непосредственно от предыдущей. Мне казалось, что этот день никогда не закончится, так как проблем становилось все больше.
  2. С параллельным однородным соподчинением. Обе (все) придаточные зависят от одного слова (всей части) и относятся к одному виду. Такая конструкция напоминает предложение с однородными членами. Между придаточными частями могут быть сочинительные союзы. Вскоре стало ясно, что все это являлось только блефом и что никаких серьезных решений принято не было.
  3. С параллельным неоднородным соподчинением. Зависимые разного вида и относятся к разным словам (всей части). Огород, который засеяли в мае, уже давал первый урожай, потому жить становилось легче.

Бессоюзное сложное предложение

Главное отличие - части связаны лишь по смыслу и интонационно. Поэтому на первый план выступают складывающиеся между ними отношения. Именно они влияют на постановку знаков препинания: запятой, тире, двоеточия, точки с запятой.

Виды бессоюзных сложных предложений

  1. Части равноправны, порядок их расположения свободный. Слева от дороги росли высокие деревья, справа тянулся неглубокий овраг.
  2. Части неравноправны, вторая:
  • раскрывает содержание 1-й (Эти звуки вызывало беспокойство: (= а именно) в углу кто-то настойчиво шуршал );
  • дополняет 1-юю (Я вгляделся в даль: там показалась чья-то фигура );
  • указывает на причину (Света засмеялась: (= так как) лицо соседа было измазано грязью ).

3. Между частями контрастные отношения. Это проявляется в том, что:

  • первая указывает на время или условие (Опаздываю на пять минут - уже никого нет );
  • во второй неожиданный результат (Федор только разогнался - соперник сразу остался в хвосте ); противопоставление (Боль становится невыносимой - ты терпи ); сравнение (Посмотрит исподлобья - Елену тут же огнем обожжет ).

СП с разными видами связи

Часто встречаются конструкции, имеющие в своем составе три и более предикативные части. Соответственно, между ними могут быть сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова или только знаки препинания (интонация и смысловые отношения). Это сложные предложения (примеры широко представлены в художественной литературе) с различными видами связи. Михаилу уже давно хотелось изменить свою жизнь, но его постоянно что-то останавливало; в результате рутина с каждым днем все больше затягивала его.

Поможет обобщить информацию по теме «Виды сложных предложений» схема:

Сложные предложения позволяют передавать объемные сообщения о нескольких ситуациях или явлениях, делают речь более выразительной и информативной. Чаще всего сложные предложения употребляются в художественных произведениях, публицистических статьях, научных трудах, текстах официально-делового стиля.

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, представляет собой интонационно оформленное смысловое единство, выражающее определенное значение. В зависимости от соотношения частей, выделяют сложные предложения с сочинительной подчинительной и бессоюзной связью.

Сложные предложения с сочинительной связью

Сложносочиненные предложения - союзные предложения, которые состоят из равноправных частей, соединенных сочинительной связью. Части сложносочиненных предложений объединяются в одно целое при помощи сочинительных, противительных или разделительных союзов. На письме между частями сложносочиненного предложения перед союзом ставится запятая.

Примеры сложносочиненных предложений : Мальчик тряхнул дерево, и спелые яблоки посыпались на землю. Катя пошла в институт, а Саша остался дома. То ли кто-то меня позвал, то ли показалось.

Сложные предложения с подчинительной связью

Сложноподчиненные предложения - союзные предложения, состоящие из неравноправных частей, которые соединяются подчинительной связью. В сложноподчиненных предложениях выделяют главную часть и зависимую (придаточную). Части СПП соединяются между собой при помощи союзов и союзных слов. На письме между частями сложноподчиненного предложения перед союзом (союзным словом) ставится запятая.

Примеры сложноподчиненных предложений: Он сорвал цветок, чтобы подарить маме. Присутствующим было интересно, откуда приехал Иван Петрович. Миша зашел в магазин, о котором рассказывал его друг.

Обычно от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Примеры : Я пришел домой, (когда?) когда все уже сели ужинать. Мы узнали о том, (о чем?) что случилось вчера.

Сложные предложения с бессоюзной связью

Бессоюзные сложные предложения - предложения, части которых соединяются только при помощи интонации, без использования союзов и союзных слов.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Примеры сложных предложений с бессоюзной связью между частями : Заиграла музыка, гости пустились в пляс. Утром будет мороз - никуда не поедем. Таня обернулась: к стене жался крохотный котенок.

Между частями бессоюзных сложных предложений могут ставиться запятая, тире, двоеточие или точка с запятой (в зависимости от того, какое значение выражают части БСП).

Сложные предложения с разными видами связи

Смешанные сложные предложения могут включать несколько предложений, соединенных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. На письме в смешанных сложных предложениях соблюдается пунктуация, характерная для сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложений.

Примеры: Витя решил: если учитель попросит ответить на вопрос, придется сознаться, что не готовился к уроку. Справа висела картина, на которой был изображен цветущий сад, а слева стоял столик с резными ножками. Погода ухудшилась: поднялся сильный ветер и начался дождь, но в палатке было тепло и сухо.

Если сложные предложения в составе смешанного предложения образуют логико-синтаксические блоки, между такими блоками ставится точка с запятой. Пример : На крыльце воробей клевал зерна, которые случайно рассыпала бабушка; в это время вышел папа, и птица поспешно улетела.

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 630.

ТЕМА: «Сложное предложение с разными видами связи». 9 класс

Цель: Дать понятие о сложных предложениях с разными видами связи и пунктограммы в них.

Контроль знаний: Вспомнить, какие мы изучили сложные предложения, виды связи в этих предложениях и сочинительные, подчинительные союзы.

Ход урока.

1.Организационный момент. Напишите сочинительные и подчинительные союзы.

2. Проверка знаний. Назовите сочинительные и подчинительные союзы. В чем отличие союзов от союзных слов? Что называется сложносочинённым, сложноподчинённым и бессоюзным предложениями?

3.Новая тема: Сложные предложения с разными видами связи.

В сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, одни из них могут соединяться при помощи соединительных союзов, другие – при помощи подчинительных союзов или союзных слов, третьи – без союзов. Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит, потому что два или даже три тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть.

Надпись на доске

1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;

1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями (союз «если»), стоящим внутри главного; 2-я часть и 3-я часть – простые предложения.

[..,(если = - или - =), = - ], но [ - = ], и [ = - ].

2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).

Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1-я часть простое предложение;

2-я часть СПП с придаточным дополнительным.

[ = - ]; [ = ], (что =).

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».

Например:

[ = - ]; [=],(что =).

В сложных предложениях с сочиненной и подчиненной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

Например:

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.

[=-], и (хотя =-), но[=].

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.

И, (хотя …), .

III . Практическая работа.

- Выполняем упр. 538.

Задание. Запишите II предложение и составим схем.

[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

[ - = ], и [ = ], [ - = ], [ - = ], и [ - = ]

осложнено однородными обстоятельствами

Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть - по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.

2 часть - по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.

- Вывод: Разнообразие синтаксического строя -одно из проявлений богатства, выразительности языка, речи.

- Выполняем упр. 539.

СПП → СПБ → СП разн. → СПП → простое.

1. А ландыши растут на круче, где папоротники дремуче, где ели хмуры, бородатые, где заблудилась я когда-то.

2. Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату.

3. Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.

4. Я испугалась, огляделась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали.

5. И – ни тропинки, ни следочка!

IV Д/З Конспект; повтор §202, 203, 205, 216.

Упр. 545.