Сложноподчиненное предложение с последовательным однородным подчинением придаточных. Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Когда окончился спектакль, дети захлопали, чтобы артисты почувствовали их благодарность

Имеющие придаточные элементы, разделяются на несколько групп. Всего их три. В речи может встречаться выражение сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных, неоднородным (параллельным) и последовательным. Далее в статье рассмотрим особенности одной из указанных категорий. Что собой представляет сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных?

Общие сведения

Однородное подчинение придаточных (примеры таких конструкций будут приведены ниже) представляет собой выражение, в котором каждая часть относится к основному элементу или к определенному слову в нем. Последний вариант имеет место, если дополнительный компонент распространяет только определенную часть главного. Предложения с однородным подчинением придаточных имеют ряд особенностей. Так, распространяющие элементы однотипны, то есть отвечают на одинаковый вопрос. Обычно их связывают друг с другом сочинительными союзами. Если у них значение перечисления, то связь бессоюзная, как и у однородных членов. Вот, в целом, что значит однородное подчинение придаточных.

Связь в контексте

1. Притихшие мальчишки смотрели вслед автомобилю /1, пока тот не уехал за перекресток /2, пока поднятая им пыль не рассеялась /3, пока сам он не превратился в клубок пыли /4.

Попав в госпиталь, он вспоминал, как их внезапно атаковали фашисты, и как все попали в окружение, и как у отряда получилось попасть к своим.

3. Если союзы "ли... или" используются как повторяющиеся конструкции (в примере можно изменить на ли), связанные с ними однородные придаточные разделяют запятой.

Было невозможно понять, был ли это пожар, или же начинала всходить луна. - Было невозможно понять, был ли это пожар, начинала ли всходить луна.

Структуры с комбинированным соединением

Предложение с многочисленным однородным подчинением придаточных встречается в нескольких вариантах. Так, возможно вместе например. По этой причине, осуществляя разбор, не нужно сразу составлять общую схему или спешить расставлять знаки препинания.

Анализ контекста

Однородное подчинение придаточных разбирается по определенной схеме.

1. Выделяя грамматические основы, считают количество простых элементов, входящих в состав конструкции.

2. Обозначают все и союзные слова и, опираясь на это, устанавливают придаточные и главное предложение.

3. Главный элемент определяется для всех дополнительных. В результате образуются пары: основное-придаточное.

4. На основе построения вертикальной схемы определяется характер подчинения придаточных конструкций. Оно может быть параллельным, последовательным, однородным, комбинированного типа.

5. Строится горизонтальная схема, опираясь на которую расставляют знаки препинания.

Разбор предложения

Пример: Спор заключается в том что если ваш король будет здесь три дня то вы безоговорочно обязаны выполнить то что я вам скажу а если он не останется то мной будет выполнен любой приказ который вы мне дадите.

1. Это сложноподчиненное предложение содержит в себе семь простых: Спор заключается в том /1 что /2 если ваш король будет здесь три дня /3 то вы безоговорочно обязаны выполнить то /2 что я вам скажу /4 а / если он не останется /5 то мной будет выполнен любой приказ /6 который вы мне дадите /7.

1) спор заключается в том;

2) если ваш король будет здесь три дня;

3) что... то вы безоговорочно обязаны выполнить то;

4) что я вам скажу;

5) если он не останется;

6) то мной будет выполнен любой приказ;

7) который вы мне дадите.

2. Главным предложением является первое (спор заключается в том), остальные относятся к придаточным. Лишь шестое предложение вызывает вопрос (то мной будет выполнен любой приказ).

3. Это сложноподчиненное предложение разбивается на следующие пары:

1->2: спор заключается в том, что... то вы безоговорочно обязаны выполнить то;

2->3: вы безоговорочно обязаны выполнить то, если ваш король будет здесь три дня;

2->4: вы безоговорочно обязаны выполнить то, что я вам скажу;

6->5: мной будет выполнен любой приказ, если он не останется;

6->7: мной будет выполнен любой приказ, который вы мне дадите.

Возможные сложности

На приведенном примере несколько затруднительно понять, какого типа шестое предложение. В данной ситуации нужно посмотреть на сочинительный союз "а". В сложном предложении он, в отличие от подчинительного соединительного элемента, может находиться не рядом с относящимся к нему предложением. Исходя из этого, необходимо понять, какие простые элементы связывает данный союз. Для этого оставляются только предложения, содержащие противопоставления, а остальные убираются. Такими частями являются 2 и 6. Но поскольку предложение 2 относится к придаточным, то 6 тоже должно быть таким, так как с 2 оно связано сочинительным союзом. Проверить это несложно. Достаточно вставить союз, который имеет предложение 2, и связать им 6 с главным, относящимся к 2. Пример: Спор заключается в том, что мной будет выполнен любой приказ. Исходя из этого, можно сказать, что в обоих случаях присутствует однородное подчинение придаточных, только в 6 опущен союз "что".

Вывод

Получается, что это предложение сложноподчиненное с однородно связанными придаточными (2 и 6 предложения), параллельно (3-4, 5-7) и последовательно (2-3, 2-4, 6-5, 6-7). Чтобы расставить знаки препинания, требуется определить границы простых элементов. При этом учитывается возможное сочетание на границе предложений нескольких союзов.

Только в третьей четверти девятиклассники знакомятся с темой «Типы подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении», но готовятся к экзамену с начала учебного года.

Давайте попробуем разобраться с заданием 13 в тестовой части ОГЭ. Для наблюдения обратимся к рассказу А.П. Чехова «Дорогие уроки».

Напомним формулировку этого задания: «Среди предложений___ найдите сложноподчиненное предложение c однородным подчинением. Напишите номер этого предложения». Вместо выделенных полужирным стилем слов могут быть и такие слова: «с неоднородным (параллельным) подчинением » или «с последовательным подчинением ».

Определимся с условными обозначениями, которые нам будут помогать в анализе структуры сложноподчинённого предложения (сокращённо СПП). Для выделения главной части используем квадратные скобки , для придаточной ― круглые (). Мы станем составлять и линейные, и вертикальные схемы предложения.

Сначала потренируемся в составлении схем СПП с одной придаточной частью. Обратите внимание, что положение придаточной части может быть разным: препозиция, интерпозиция и постпозиция. Приставки в слове "позиция" уже содержат указание на место придаточной части в предложении.

Рассмотрим примеры.

1. Препозиция обстоятельственного придаточного цели: (Чтобы легче дышалось) 1 , [он всегда работает в ночной сорочке] 2 .

2. Интерпозиция обстоятельственного придаточного времени: [На другой день вечером, (когда часы показывали без пяти минут семь) 2 , пришла Алиса Осиповна] 1 .

3. Постпозиция обстоятельственного придаточного времени: [Воротов сильно почувствовал это] 1 , (когда, выйдя из университета со степенью кандидата, занялся маленькой научной работкой) 2 .

В первом примере мы обнаружили придаточную часть в начале предложения, во втором - в середине, в третьем ― в конце СПП.

Поясним, что сложные предложения в тексте могут иметь различные случаи осложнения, и если вы не узнаёте их, то можете запутаться, поэтому мы будем пояснять эти осложнения в каждом примере. Так, в третьем предложении придаточная часть осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (сокращённо ДО).

Определите, есть ли в следующих трёх примерах какие-либо типы осложнений. Какую позицию занимает в них придаточная часть?

2)Выражение лица у неё было холодное, деловое, как у человека, который пришёл говорить о деньгах.

3)Если бы это странное предложение было сделано малолетним, то, наверное, она рассердилась бы и крикнула.

Вы должны были заметить, что в первых двух предложениях придаточная находится в постпозиции, а в последнем примере ― в препозиции.

Итак, проверяем свою наблюдательность.

2. [Выражение лица у неё было холодное, деловое , как у человека ] 1 , (который пришёл говорить о деньгах) 2 .

3. (Если бы это странное предложение было сделано малолетним) 1 , [то, наверное , она рассердилась бы и крикнула ] 2 .

Линейные схемы очень удобны.

Теперь выясним, какие виды осложнений нам здесь встретились. В первом предложении есть обособленное приложение, выраженное именем собственным, и однородные сказуемые. Во втором ― обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, и однородные определения находятся в главной части. И, наконец, в третьем предложении есть вводное слово и однородные сказуемые в главной части.

Не все эти осложнения мы станем вносить в схемы, так как только однородные сказуемые играют основную роль в строении СПП, и всё-таки будем их иметь в виду.

Теперь познакомимся с типами подчинения в СПП, у которых есть несколько придаточных частей.

Сказать точно, какой тип более часто встречается, трудно, скорее всего, возможны различные комбинации и смешанные случаи, когда несколько типов подчинения могут быть в одном СПП. Но такие примеры на экзамене вы не встретите.

Проанализируем предложение:

И он ещё спросил у неё, не хочет ли она чаю или кофе, хороша ли на дворе погода.

В этом предложении от главной части к двум изъяснительным придаточным задаём одинаковый вопрос "о чём?", эти придаточные части легко можно поменять местами друг с другом, они очень похожи на однородные члены предложения и соединяются с главной при помощи союза ЛИ.

[И он ещё спросил у неё] 1 , (не хочет ли она чаю или кофе ) 2 , (хороша ли на дворе погода) 3 .

Для сравнения двух видов схем предлагаем обе: и линейную, и вертикальную.

СХЕМЫ СПП с однородным подчинением:

Такой способ подчинения принято называть однородным. Если бы придаточных частей с аналогичным строением было бы более двух, то один из союзов ЛИ был бы опущен, чтобы избегнуть повтора. Но восстановить его очень легко.

Рассмотрим другое предложение:

Теперь находим главную и придаточные части, составляем схемы.

[В один зимний полдень, (когда Воротов сидел у себя в кабинете и работал ) 2 , лакей доложил] 1 , (что его спрашивает какая-то барышня) 3 .

СХЕМЫ СПП с неоднородным (параллельным) подчинением:

Здесь от главной части задаём два разных вопроса: лакей доложил "когда?" и "о чём?". Придаточные части уже не являются однородными, имеют разное значение: одно из них обстоятельственное времени, другое изъяснительное. Такой способ называют параллельным.

Теперь обратимся к последнему примеру.

Только раз на её лице мелькнуло недоумение, когда она узнала, что её пригласили учить не детей, а взрослого, толстого человека.

Приходим к выводу, что придаточные части тоже отвечают на разные вопросы: мелькнуло недоумение "когда?", она узнала "о чём?". Эти вопросы мы задаём не от главной части, а последовательно: от первой придаточной ко второй придаточной части.

[Только раз на её лице мелькнуло недоумение] 1 , (когда она узнала) 2 , (что её пригласили учить не детей , а взрослого , толстого человека ) 3 .

СХЕМЫ СПП с последовательным подчинением:

Этот способ подчинения называется последовательным.

Для самопроверки предлагаем пять предложений. Учтите, что вам может встретиться смешанный тип подчинения, если придаточных частей более двух.

Самопроверка

1)Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему, что она кончила курс в частном пансионе и имеет права домашней учительницы, что отец её недавно умер от скарлатины, мать жива и делает цветы...

2)Она извинилась и сказала, что может заниматься только полчаса, так как с урока пойдёт прямо на бал.

3)И Воротов, глядя на её смущение, понял, как для неё дорог был рубль и как ей тяжело было бы лишиться этого заработка.

4)Ей, по-видимому, не хотелось, чтобы её кавалеры знали, что у неё есть ученики и что она от нужды даёт уроки.

Подсказка!

Здесь цветом выделены союзы, а курсивом - все осложнения:

1. [Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему] 1 , (что она кончила курс в частном пансионе) 2 и (имеет права домашней учительницы) 3 , (что отец её недавно умер от скарлатины) 4 , (мать жива) 5 и (делает цветы) 6 ...

2. [Она извинилась и сказала ] 1 , (что может заниматься только полчаса) 2 , (так как с урока пойдёт прямо на бал) 3 .

3. [И Воротов, глядя на её смущение , понял] 1 , (как для неё дорог был рубль) 2 и (как ей тяжело было бы лишиться этого заработка) 3 .

4. [Ей, по-видимому , не хотелось] 1 , (чтобы её кавалеры знали) 2 , (что у неё есть ученики) 3 и (что она от нужды даёт уроки) 4 .

А теперь давайте перечитаем весь рассказ полностью.

А.П. Чехов

Дорогие уроки

Для человека образованного незнание языков составляет большое неудобство. Воротов сильно почувствовал это, когда, выйдя из университета со степенью кандидата, занялся маленькой научной работкой.

Это ужасно! - говорил он задыхаясь (несмотря на свои двадцать шесть лет, он пухл, тяжёл и страдает одышкой). - Это ужасно! Без языков я, как птица без крыльев. Просто хоть работу бросай.

И он решил во что бы то ни стало побороть свою врождённую лень и изучить французский и немецкий языки и стал искать учителей.

В один зимний полдень, когда Воротов сидел у себя в кабинете и работал, лакей доложил, что его спрашивает какая-то барышня.

Проси, - сказал Воротов.

И в кабинет вошла молодая, по последней моде, изысканно одетая барышня. Она отрекомендовалась учительницей французского языка, Алисой Осиповной Анкет, и сказала, что её прислал к Воротову один из его друзей.

Очень приятно! Садитесь! - сказал Воротов, задыхаясь и прикрывая ладонью воротник своей ночной сорочки. (Чтобы легче дышалось, он всегда работает в ночной сорочке.) - Вас прислал ко мне Петр Сергеич? Да, да... я просил его... Очень рад!

Договариваясь с m-lle Анкет, он застенчиво и с любопытством поглядывал на неё. Это была настоящая, очень изящная француженка, ещё очень молодая. По лицу, бледному и томному, по коротким кудрявым волосам и неестественно тонкой талии ей можно было дать не больше 18 лет; взглянув же на её широкие, хорошо развитые плечи, на красивую спину и строгие глаза, Воротов подумал, что ей, наверное, не меньше 23 лет, быть может, даже все 25; но потом опять стало казаться, что ей только 18. Выражение лица у неё было холодное, деловое, как у человека, который пришёл говорить о деньгах. Она ни разу не улыбнулась, не нахмурилась, и только раз на её лице мелькнуло недоумение, когда она узнала, что её пригласили учить не детей, а взрослого, толстого человека.

Итак, Алиса Осиповна, - говорил ей Воротов, - мы будем заниматься ежедневно от семи до восьми вечера. Что же касается вашего желания - получать по рублю за урок, то я ничего не имею возразить против. По рублю - так по рублю...

И он ещё спросил у неё, не хочет ли она чаю или кофе, хороша ли на дворе погода, и, добродушно улыбаясь, поглаживая ладонью сукно на столе, дружелюбно осведомился, кто она, где кончила курс и чем живёт.

Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему, что она кончила курс в частном пансионе и имеет права домашней учительницы, что отец её недавно умер от скарлатины, мать жива и делает цветы, что она, m-lle Анкет, до обеда занимается в частном пансионе, а после обеда, до самого вечера, ходит по хорошим домам и даёт уроки.

Она ушла, оставив после себя лёгкий, очень нежный запах женского платья. Воротов долго потом не работал, а сидя у стола, поглаживал ладонями зелёное сукно и размышлял.

«Очень приятно видеть девушек, зарабатывающих себе кусок хлеба, - думал он. - С другой же стороны, очень неприятно видеть, что нужда не щадит даже таких изящных и хорошеньких девиц, как эта Алиса Осиповна, и ей также приходится вести борьбу за существование. Беда!..»

Он, никогда не видавший добродетельных француженок, подумал также, что эта изящно одетая Алиса Осиповна, с хорошо развитыми плечами и с преувеличенно тонкой талией, по всей вероятности, кроме уроков, занимается ещё чем-нибудь.

На другой день вечером, когда часы показывали без пяти минут семь, пришла Алиса Осиповна, розовая от холода; она раскрыла Margot, которого принесла с собой, и начала без всяких предисловий:

Французская грамматика имеет двадцать шесть букв. Первая буква называется А, вторая В...

Виноват, - перебил её Воротов, улыбаясь. - Я должен предупредить вас, мадемуазель, что лично для меня вам придется несколько изменить ваш метод. Дело в том, что я хорошо знаю русский, латинский и греческий языки... изучал сравнительное языковедение, и, мне кажется, мы можем, минуя Margot, прямо приступить к чтению какого-нибудь автора.

И он объяснил француженке, как взрослые люди изучают языки.

Один мой знакомый, - сказал он, - желая изучить новые языки, положил перед собой французское, немецкое и латинское евангелия, читал их параллельно, причем кропотливо разбирал каждое слово, и что ж? Он достиг своей цели меньше чем в один год. Сделаем и мы так. Возьмём какого-нибудь автора и будем читать.

Француженка с недоумением посмотрела на него. По-видимому, предложение Воротова показалось ей очень наивным и вздорным. Если бы это странное предложение было сделано малолетним, то, наверное, она рассердилась бы и крикнула, но так как тут был человек взрослый и очень толстый, на которого нельзя было кричать, то она только пожала плечами едва заметно и сказала:

Как хотите.

Воротов порылся у себя в книжном шкафу и достал оттуда истрёпанную французскую книгу.

Это годится? - спросил он.

Всё равно.

В таком случае давайте начинать. Господи благослови. Начнём с заглавия... Memoires.

Воспоминания, - перевела m-lle Анкет.

Воспоминания... - повторил Воротов. Добродушно улыбаясь и тяжело дыша, он четверть часа провозился со словом memoires и столько же со словом de, и это утомило Алису Осиповну. Она отвечала на вопросы вяло, путалась и, по-видимому, плохо понимала своего ученика и не старалась понять. Воротов предлагал ей вопросы, а сам между тем поглядывал на её белокурую голову и думал: «Её волосы кудрявы не от природы, она завивается. Удивительно! Работает с утра до ночи и успевает еще завиваться».

Ровно в восемь часов она поднялась и, сказав сухое, холодное "au revoir, monsieur" (до свидания, сударь - фр.), пошла из кабинета, и после неё остался всё тот нежный, тонкий, волнующий запах. Ученик опять долго ничего не делал, сидел у стола и думал.

В следующие за тем дни он убедился, что его учительница барышня милая, серьёзная и аккуратная, но что она очень необразованна и учить взрослых не умеет; и он решил не тратить попусту времени, расстаться с ней и пригласить другого учителя. Когда она пришла в седьмой раз, он достал из кармана конверт с семью рублями и, держа его в руках, очень сконфузился и начал так:

Извините, Алиса Осиповна, но я должен вам сказать... поставлен в тяжёлую необходимость...

Взглянув на конверт, француженка догадалась, в чём дело, и в первый раз за всё время уроков её лицо дрогнуло, и холодное, деловое выражение исчезло. Она слегка зарумянилась и, опустив глаза, стала нервно перебирать пальцами свою тонкую золотую цепочку. И Воротов, глядя на её смущение, понял, как для неё дорог был рубль и как ей тяжело было бы лишиться этого заработка.

Я должен вам сказать... - пробормотал он, смущаясь ещё больше, и в груди у него что-то ёкнуло; он торопливо сунул конверт в карман и продолжал:

Извините, я... я оставлю вас на десять минут...

И делая вид, что он вовсе не хотел отказывать ей, а только просил позволения оставить её ненадолго, он вышел в другую комнату и высидел там десять минут. И потом вернулся ещё более смущённый; он сообразил, что этот его уход на короткое время она может объяснить как-нибудь по-своему, и ему было неловко.

Уроки начались опять.

Воротов занимался уж без всякой охоты. Зная, что из занятий не выйдет никакого толку, он дал француженке полную волю, уж ни о чём не спрашивал её и не перебивал. Она переводила, как хотела, по десяти страниц в один урок, а он не слушал, тяжело дышал, и от нечего делать рассматривал то кудрявую головку, то шею, то нежные белые руки, вдыхал запах её платья...

Он ловил себя на нехороших мыслях, и ему становилось стыдно, или же он умилялся и тогда чувствовал огорчение и досаду оттого, что она держала себя с ним так холодно, деловито, как с учеником, не улыбаясь и точно боясь, как бы он не прикоснулся к ней нечаянно. Он всё думал: как бы так внушить ей доверие, познакомиться с нею покороче, потом помочь ей, дать ей понять, как дурно она преподаёт, бедняжка.

Алиса Осиповна явилась однажды на урок в нарядном розовом платье, с маленьким декольте, и от неё шёл такой аромат, что казалось, будто она окутана облаком, будто стоит только дунуть на неё, как она полетит или рассеется, как дым. Она извинилась и сказала, что может заниматься только полчаса, так как с урока пойдёт прямо на бал.

Он смотрел на её шею и на спину, оголенную около шеи, и, казалось ему, понимал, отчего это француженки пользуются репутацией легкомысленных и легко падающих созданий; он тонул в этом облаке ароматов, красоты, наготы, а она, не зная его мыслей и, вероятно, нисколько не интересуясь ими, быстро перелистывала страницы и переводила на всех парах:

- «Он ходил на улице и встречал господина своего знакомого и сказал: "Куда вы устремляетесь, видя ваше лицо такое бледное, это делает мне больно"».

Memoires давно уже были закончены, и теперь Алиса переводила какую-то другую книгу. Раз она пришла на урок часом раньше, извиняясь тем, что в семь часов ей нужно ехать в Малый театр. Проводив её после урока, Воротов оделся и тоже поехал в театр. Он поехал, как казалось ему, только затем, чтобы отдохнуть, развлечься, а об Алисе у него не было и мыслей. Он не мог допустить, чтобы человек серьёзный, готовящийся к ученой карьере, тяжёлый на подъём, бросил дело и поехал в театр только затем, чтобы встретиться там с малознакомой, не умной, мало интеллигентной девушкой...

Но почему-то в антрактах у него билось сердце, он, сам того не замечая, как мальчик бегал по фойе и по коридорам, нетерпеливо отыскивая кого-то; и ему становилось скучно, когда антракт кончался; а когда он увидел знакомое розовое платье и красивые плечи под тюлем, сердце его сжалось, точно от предчувствия счастья, он радостно улыбнулся и первый раз в жизни испытал ревнивое чувство.

Алиса шла с какими-то двумя некрасивыми студентами и с офицером. Она хохотала, громко говорила, видимо, кокетничала; такою никогда не видел её Воротов. Очевидно, она была счастлива, довольна, искренна, тепла. Отчего? Почему? Оттого, быть может, что эти люди были близки ей, из того же круга, что и она... И Воротов почувствовал страшную пропасть между собой и этим кругом. Он поклонился своей учительнице, но та холодно кивнула ему и быстро прошла мимо; ей, по-видимому, не хотелось, чтобы её кавалеры знали, что у неё есть ученики и что она от нужды даёт уроки.

После встречи в театре Воротов понял, что он влюблён... Во время следующих уроков, пожирая глазами свою изящную учительницу, он уже не боролся с собой, а давал полный ход своим чистым и нечистым мыслям. Лицо Алисы Осиповны не переставало быть холодным, ровно в восемь часов каждого вечера она спокойно говорила "au revoir, monsieur", и он чувствовал, что она равнодушна к нему и будет равнодушной и - положение его безнадёжно.

Иногда среди урока он начинал мечтать, надеяться, строить планы, сочинял мысленно любовное объяснение, вспоминал, что француженки легкомысленны и податливы, но достаточно ему было взглянуть на лицо учительницы, чтобы мысли его мгновенно потухли, как потухает свеча, когда на даче во время ветра выносишь её на террасу. Раз он, опьянев, забывшись, как в бреду, не выдержал и, загораживая ей дорогу, когда она выходила после урока из кабинета в переднюю, задыхаясь и заикаясь, стал объясняться в любви:

Вы мне дороги! Я... я люблю вас! Позвольте мне говорить!

А Алиса побледнела - вероятно от страха, соображая, что после этого объяснения ей уж нельзя будет ходить сюда и получать рубль за урок; она сделала испуганные глаза и громко зашептала:

Ах, это нельзя! Не говорите, прошу вас! Нельзя!

И потом Воротов не спал всю ночь, мучился от стыда, бранил себя, напряженно думал. Ему казалось, что своим объяснением он оскорбил девушку, что она уже больше не придёт к нему.

Он решил узнать утром в адресном столе её адрес и написать ей извинительное письмо. Но Алиса пришла без письма. Первую минуту она чувствовала себя неловко, но потом раскрыла книгу и стала переводить быстро и бойко, как всегда:

- «О, молодой господин, не разрывайте эти цветы в моём саду, которые я хочу давать своей больной дочери...»

Ходит она до сегодня. Переведены уже четыре книги, а Воротов не знает ничего, кроме слова "memoires", и когда его спрашивают об его научной работке, то он машет рукой и, не ответив на вопрос, заводит речь о погоде.

Сложное предложение - это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.

Основные виды сложных предложений.

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

Таким образом, существует три основных вида сложных предложений:

сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.

Сложносочиненное предложение (ССП)

простые предложения связаны между собой сочинительными союзами и интонацией.

В ССП простые предложения равноправны.

Наступила ночь, и в домах зажглись огни.

Сложноподчиненное предложение (СПП)

простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).

Когда наступила ночь, в домах зажглись огни.

Бессоюзное предложение (БСП)

простые предложения связываются без союзов, интонацией.

Наступила ночь, в домах зажглись огни.

Сложносочиненные предложения бывают:

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Примечание : Иногда между частями сложносочиненного предложения перед союзом И ставится тире, если в предложении есть резкое противопоставление или быстрая смена событий.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идет волшебница зима (А.С.Пушкин).

Сложноподчиненное предложение.

Особенности СПП:

Строение СПП:

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

По характеру подчинения нескольких придаточных предложений они разделяются на три типа:
- придаточные предложения с однородным подчинением;
- придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
- придаточные предложения с последовательным подчинением.

Придаточные предложения с однородным подчинением.

Особенности :
2) отвечают на один и тот же вопрос;
3) между собой связаны сочинительными союзами либо бессоюзно.

Пример :
Он радовался, что праздник удался, что гости довольны, что они веселятся вовсю.

Пояснения :
1) все три придаточных предложения относятся к главному предложению Он радовался :
Он радовался (чему?), что праздник удался.
Он радовался (чему?), что гости довольны.
Он радовался (чему?), что они веселятся вовсю.

2) все придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос чему ?
3) они связаны с главным предложением одним и тем же союзом что .
Это однотипные придаточные предложения.

Придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением

Особенности :
1) относятся к одному и тому же главному предложению;
НО!
2) отвечают на разные вопросы - то есть являются придаточными разного типа.

Пример :
Если посмотреть на луну в телескоп, то можно увидеть, что у нее весьма своеобразная поверхность.

Пояснения :
1) оба придаточных предложения относятся к одному и тому же главному предложению можно увидеть ;
НО!
2) первое придаточное отвечает на вопрос при каком условии ? Второе - на вопрос что ?
То есть отвечают на разные вопросы.
Это разнотипные придаточные предложения, хотя и относятся к одному и тому же главному предложению.

Придаточные предложения с последовательным подчинением

Особенности :
1) главному предложению подчинено одно придаточное;
2) этому придаточному предложению, в свою очередь, подчинено следующее придаточное предложение - таким образом, первое придаточное предложение является главным для следующего.

Пример :
Мальчик стоял под навесом и смотрел, как бегут ручейки к луже, которая росла на глазах.

Пояснение :
К главному предложению Мальчик стоял под навесом и смотрел относится только одно придаточное: как бегут ручейки к луже . А следующее придаточное предложение (которая росла на глазах ) уже никак не связано с главным, относится к предыдущему придаточному, которое и является для него главным предложением:
Бегут ручейки к луже (какой?), которая росла на глазах .


ПРИМЕЧАНИЕ
: нередко встречаются сложноподчиненные предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное, однородное + последовательное, последовательное + параллельное и т.д. Поэтому при разборе предложения будьте внимательны.

Знаки препинания в СПП.

Между главным и придаточным предложениями ставится запятая.

Если придаточное предложение находится в середине, то оно с обеих сторон выделяется запятыми.

Придаточные предложения также отделяются друг от друга запятыми.

Дед сказал, что весна будет теплая.

Дед сказал, что весна будет теплая, и улыбнулся.

Дед сказал, что весна будет такая же теплая, как и в прошлом году, когда посевы взошли раньше, чем ожидали сельчане.

Исключение .

Если однородные придаточные предложения соединены неповторяющимися союзами И, ИЛИ, то запятая между ними не ставится:

Дед сказал, что весна будет теплая и что урожай уродится богатый.

Задание. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Выделяем основы: (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похожна Ксюшкиного папу!»

Простым является предложение №3. Исключаем его. Определяем границы предложений и смотрим, чем связаны основы: (1) [В детстве я ненавидела утренники], (потому что к нам в садик приходил отец). (2) [Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию],а [наша воспитательница строго говорила ему]: «Валерий Петрович, повыше!» (4)[Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть], и, (хотя никогда не пил), [нос у него почему-то всегдабыл свекольно-красного цвета, как у клоуна]. (5) [Дети, (когда хотели сказать про кого-то), (что он смешной и некрасивый), говорили так]: «Он похож на Ксюшкиного папу!» Первое предложение - сложноподчиненное с придаточным причины (я ненавидела утренники почему? потому что приходил отец). Второе предложение - сложносочиненное с прямой речью. Четвертое предложение - сложное с сочинительной связью (союз и) и подчинительной связью (придаточное хотя…). Пятое предложение - сложноподчиненное с двумя придаточными и прямой речь. Первое придаточное - времени (дети говорили когда? когда хотели сказать про кого-то); второе придаточное - изъяснительное (хотели сказать про кого-то что? что он смешной и некрасивый). Таким образом, правильный ответ - предложение №5.

Среди предложений 1 - 9 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное условия. Напишите номер этого предложения.

(1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (2) …Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (5) Пришлось адьютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (6) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится в одиночку. (8) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.

Среди предложений 1 - 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит (-ят) придаточное (-ые) сравнения. Напишите номер (-а) этого предложения.

(1) Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили белье…(2) Никакого знака былой жизни! (3) Ничего! (4) Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…(5) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (6) Не может быть! (7) Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (8) Вечером я варил уху. (9) Мишка подбрасывал дрова в костер и лез своей циклопической ложкой в котелок - снимать пробу. (10) Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.

Среди предложений 1 - 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чем думал он? (6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

СПП - это предложение, части которого связаны подчинительными союзами.
Подчинительные союзы - что, потому что, если, хотя, чтобы, как, когда, для того чтобы, так как и многие другие.

СПП с однородным подчинением

Предложение, в котором все придаточные относятся к одной главной части и отвечают на одинаковые вопросы (следовательно являются придаточными одного типа)

Примеры :

  • Я отправился в путь, когда все уже спали и когда стало прохладно
  • Я отправился в путь, когда все уже спали и стало прохладно

Я отправился в путь — > когда? (когда все спали и когда стало холодно)

Замечание: В русском языке одинаковое слово можно не повторять, поэтому пример 1 и пример 2 — одинаковые предложения.

СПП с последовательным подчинением

В данном виде СПП простые предложения образуют своеобразную цепь: От главного предложения задаем вопрос 2-й придаточной, от второй задаем вопрос 3-й.

В следующих примерах вопросы к следующей придаточной будут ставиться в скобках.

Примеры :

  • А Николай пошел на службу(зачем?), чтобы чтобы никто не сказал, что он не любит свою работу(какую?), которую он действительно не любил.

СПП с запятой на стыке 2-х союзов имеет последовательное подчинение.

Примеры :

  • Он сказал, что, когда придет отец, пойдем в парк. (Предложение разобрано ниже.)

Разбор: Он сказал (что?)-> пойдем в парк(когда?)-> когда придет отец.

СПП с параллельным подчинением

Данный вид СПП имеет такие придаточные, которые
а) Получают вопросы от одной главной части, но эти вопросы разные (следовательно придаточные будут разных видов.)
б) Являются придаточными одного типа, получают одинаковые вопросы, но относящиеся к разным словам (это касается придаточных определительных.)

Примеры :

  • а) Хотя ты и не заслуживаешь этого, я поставлю тебе пятерку, еси хорошо напишешь контрольную.
  • б) Я люблю смотреть на море, которое приносит вдохновение и на небо, в котором нет облаков. (от разных существительных в главной задаются вопросы.)

Внутри придаточного предложения всегда есть подчинительный союз.

Пример : Андрей не помнил, куда положил дневник. (о чём?)

От главного предложения к придаточному всегда даём вопрос. Придаточное всегда отделяется от главной запятыми.

Итоги

1. Внутри придаточной части всегда есть подчинительный союз.
2. От главной части задаём вопрос придаточной.
3. Придаточное от главного всегда отделяется запятыми.

И все, что с ним связано, изучается в школьном курсе русского языка, а также входит в экзаменационную работу.

Варианты подчинения зависимых частей (последовательное подчинение придаточных в том числе) будут рассмотрены ниже.

Сложноподчиненное предложение: типы придаточных

Сложноподчиненным является предложение, где есть две или более грамматические основы, одна из которых главная, остальные - зависимые. Например, костер погас (главная часть), когда наступило утро (зависимая часть). Придаточные, или зависимые, части могут быть разных видов, все зависит от вопроса, который задается от главного предложения к зависимому. Так, при вопросе какой зависимая часть считается определительной: лес (какой?), в котором мы гуляли, поредел. Если к зависимой части заедается вопрос обстоятельства, то придаточная часть определяется как обстоятельственная. Наконец, если вопрос к зависимой части - один из вопросов косвенных падежей, то придаточная называется изъяснительной.

Сложноподчиненное предложение: несколько придаточных

Нередко в текстах и упражнениях встречаются где несколько придаточных. При этом разными могут быть не только сами придаточные, но и способ их подчинения главному предложению или друг другу.

Способ подчинения придаточных предложений
Название Описание Пример
Параллельное подчинение К главному предложению относятся зависимые части разного типа. Когда лед тронулся, началась рыбалка, которой мужики ждали всю зиму. (Главное предложение: началась рыбалка. Первое придаточное обстоятельственное: началась (когда?); второе придаточное определительное: рыбалка (какая?).
Однородное подчинение К главному предложению относятся зависимые части одного типа. Всем известно, как строилась БАМ и как дорого за нее заплатил народ. (Главное предложение: всем известно. К нему относятся оба придаточных изъяснительных: как строилась БАМ и как дорого за нее заплатил народ. Придаточные являются однородными, так как относятся к единому слову - известно, к ним задается один вопрос: известно (что?)
Последовательное подчинение К главному предложению относится одно придаточное, от которого зависят другие придаточные. Он догадывался, что фильм, который они посмотрели, не понравился им. (От главного предложения он догадывался зависит одно придаточное: что фильм не понравился им . От придаточного, относящегося к главному предложению, зависит другое: который они посмотрели.

Определить параллельное, однородное, последовательное подчинение придаточных - задача, вызывающая трудности у обучающихся. Решая данный вопрос, необходимо в первую очередь найти главное предложение, а затем, задавая от него вопросы, определить характер подчинения.

Соподчинение и последовательное подчинение

В сложноподчиненных предложениях, в которых несколько предикативных основ, может быть соподчинение придаточных. Соподчинеными являются придаточные, зависящие от единого главного предложения. Последовательное подчинение отличается от соподчинения. Дело в том, что в сложносочиненных предложениях с последовательным подчинением от главного предложения зависят не все придаточные, то есть в них нет соподчинения.

Нелегкой является задача по определению типов придаточных, особенно в предложениях с последовательным подчинением. Вопрос в том, как найти последовательное подчинение придаточных.

  • Внимательно прочитать предложение.
  • Выделить грамматические основы.
  • Определить, является ли предложение сложноподчиненным. Другими словами, выяснить есть ли главная и зависимые части, или части сложного предложения равноправны.
  • Определить придаточные части, относящиеся непосредственно к главному предложению.
  • Придаточная часть, не связанная по смыслу с главным предложением, будет относиться к другой, зависимой от главного предложения части. Это последовательное подчинение придаточных частей.

Следуя данному алгоритму, можно быстро найти предложение, указанное в задании.

Главное - знать ответ на вопрос, последовательное подчинение придаточных - что это? Это сложноподчиненное предложение, где от главного предложения зависит такая придаточная часть, которая является главной для другого придаточного.

Структура предложений с последовательным подчинением придаточных

Наиболее интересным в структурном плане является сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Цепочка взаимозависимых придаточных может находиться как за пределами главного предложения, так и внутри него.

День, который они провели в солнечном городе, где находится много исторических памятников, запомнился им навсегда.

Здесь главное предложение день запомнился им навсегда опоясывает связанные друг с другом придаточные. От главного предложения зависит придаточная определительная часть который они провели в солнечном городе. Эта придаточная часть является главной для придаточной определительной части где находится много исторических памятников. Следовательно, это последовательное подчинение придаточных. В другом предложении Он видел, как хозяин ругал своего кота за то, что тот поймал цыпленка главное предложение расположено за пределами придаточных.

Примеры последовательного подчинения придаточных

Последовательное подчинение придаточных частей употребляют как в разговорной речи, так и в письменной. Такие предложения встречаются в произведениях художественной литературы. Например, у А.С. Пушкина: Наталья Гавриловна славилась на ассамблеях лучшею танцовщицей, что и было...причиною проступку Корсакова, который на другой день приезжал извиняться перед Гаврилою Афанасьевичем ; у Л.Н. Толстого: Вспомнил, как один раз он думал, что муж узнал, и готовился к дуэли..., в которой он намеревался выстрелить на воздух ; у И.А Бунина: А когда я смотрел кверху, мне опять чудилось..., что эта тишина - тайна, часть того, что за пределами познаваемого.