Речь актера. Логическая пауза и ударение. Логические ударения Как правильно расставить логические ударения и паузы

Что такое логическая пауза и ударение?
Какое значение имеют они в речи?

ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

Кроме грамматических пауз, в устной разговорной речи встречается ряд дополнительных пауз, способствующих более точной передаче мысли.

Они называются «логическими паузами»; а часть мысли, заключенную между двумя такими паузами, называют «речевым звеном».

В речевом звене слова группируются по смыслу вокруг одного, наиболее важного, значительного слова.

Так, в простом предложении обычно два речевых звена: в одном из них слова группируются вокруг подлежащего, в другом – вокруг сказуемого.

Возьмем, например, такую фразу:

«В каждом произведении сценического искусства существует как бы несколько смысловых слоев»
(Г.Бояджиев «Душа театра»).

В этой фразе два речевых звена, четко отделяемых в устной речи логической паузой (на письме мы обозначаем ее вертикальной чертой).

В более распространенном простом предложении и, тем более,
в сложном предложении речевых звеньев больше и выделять их сложнее:
надо учитывать дополнительные оттенки мысли, наличие разнообразных по содержанию речевых звеньев, которые могут состоять только из второстепенных членов предложения.

Логическая пауза – одно из важных выразительных средств речи. Место и длительность логических пауз могут быть различными, в зависимости от сверхзадачи, контекста, условий общения.

Вместе с тем в расстановке логических пауз наблюдается известная закономерность.
Так, логическими паузами всегда отделяются друг от друга части сложного предложения, хотя пауза не обязательно оказывается точно на стыке между ними.

Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает.

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

В каждом речевом (логическом) звене слова группируются вокруг главного слова. Такое слово называется «ударным», так как произносится оно обычно с некоторым усилением голоса.

Фраза может состоять из одного или нескольких речевых звеньев. Эти звенья неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных речевых звеньев неодинаковы.

Слова, несущие основную мысль фразы, выделяются сильнее; слова, являющиеся центрами «дополнительных» речевых звеньев, выделяются менее акцентированно.

Наибольшее усиление приходится на главные слова целого смыслового куска.

Кроме того, существует еще одна закономерность русской речи: более сильное логическое ударение в речевом звене падает на его последнее слово.

Эта общая тенденция сохраняется и при необходимости в особом смысловом выделении какого-то слова внутри речевого звена (синтагмы), - тогда последнее слово синтагмы все равно будет выделено, но с меньшей силой.

Если внимательно прислушаться к разговорной речи, можно заметить, что выделение главных по мысли слов происходит не столько путем простого усиления голоса, сколько путем его повышения или понижения.

Силовое ударение – самое примитивное и наименее выразительное. Соединение его с повышением или понижением тона делает речь более мелодичной, богатой, плавной. Логическое ударение и должно складываться из усиления голоса и изменения тона.

Даже в длинной фразе чаще всего бывает одно самое важное слово (редко два или три); все остальные слова дополняют, поясняют его и, следовательно, выделяются с меньшей силой.

Выделение главных по мысли слов зависит прежде всего от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.

В русском языке существует ряд синтаксических особенностей, помогающих найти главные слова речевых звеньев. Рассмотрим некоторые из них.

Сильное выразительное средство языка – противопоставление.

Противопоставляемые слова обладают способностью перетягивать на себя ударение.

Каждое из правил постановки логического ударения имеет оговорку: «если здесь нет противопоставления».

На противопоставлении построены многие пословицы:
«Ученье свет – неученье тьма»;
«Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.

Как видим, логическое ударение несут на себе оба противопоставляемых слова.
Вот два примера, иллюстрирующих мысль о перетягивании логического ударения с других главных слов на противопоставление:

«Он понял, что между надменным, стоящим перед ним в хохлатой парчовой скуфейке, в золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью, и им, бедным кочующим артистом, в истертом галстуке и поношенном фраке, - ничего не было общего».
(А.С.Пушкин «Египетские ночи»).

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).

Противопоставление не всегда четко выражено грамматически – в виде парных слов, противоположных по значению.

Развернутое суждение может содержать в себе противопоставляемые по смыслу явления.

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова.

Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями).

В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно.

Паузы могут совпадать со знаками препинания - грамматическими паузами, но могут быть и там, где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разделительными.

Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ".

Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.

Соединительная пауза между речевыми тактами
обозначается одной вертикальной чертой - |,

Более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами - ||.

И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами - |||.

Вот как можно расставить в тексте логические паузы:

«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества... || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» || (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77-78.).

Логическое (или смысловое) ударение - это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, - это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении.

Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов.

Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд».

Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе".

Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только "заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? - персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую информацию или отрицает, то есть помогает "прочитать" внутренний диалог героя.

Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг "Актерское мастерство" на сайте http://мастерэмоций.рф).
Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно"считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.

Таким образом, диалог и реплики актеров будут "правдиво" вести действие спектакля и производить на партнера искомое "впечатление".
Это поможет зрителю, сопереживать и "ошибаться" вместе с героями.
Более развернутая статья с определением и рисунками "выверки", то есть расстановки актеров и определение их физических действий на сцене можно увидеть или заказать на на сайте http://мастерэмоций.рф
К.С. Станиславский говорит: начните целесообразно и логично, добиваясь определенного результата, действовать физически, и психическое возникнет само собой.
Действуйте, не беспокоясь о чувстве, и чувство придет. Можно использовать действие мышц лица (мимики) и эмоциональный заряд, может не с первого раза, но обязательно будет найден.
См. "Азбука эмоций"на сайте http://мастерэмоций.рф

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами . Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препинания - грамматическими паузами , но могут быть и там, где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ". Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.

Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой - |, более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами - ||. И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами - |||.

Вот как можно расставить в тексте логические паузы:

«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества... || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» || (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77-78.).

Логическое (или смысловое) ударение - это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, - это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.

Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона - тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова.

Изменение высоты тона дает возможность наиболее полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Когда же пользуются только силой голоса, даже в комбинации с замедлениями и паузами, получается монотон, который утомителен для говорящего, а тем более для слушающих.

Цели:

  • Совершенствовать все навыки чтения: сознательность, беглость, правильность, выразительность.
  • Совершенствовать навыки в определении темы, идеи. Умение соотносить смысл и заглавие произведения.
  • Учить выражать свое отношение к прочитанному.
  • Учить детей учиться.

Оборудование: карточки с отрывками из произведений А.С. Пушкина, книги с произведениями А.С. Пушкина, портрет А.С. Пушкина, картины с изображениями луны, полян, зимней дороги, словари С.Ожегова, карточки с опорными словами (зимняя дорога, луна, печальные поляны и т.д.); вспомогательные карточки; колокольчики, магнитофон, запись романса А.А.Алябьева; карточки красного, желтого и зеленого цвета у каждого ученика.

Ход урока

  1. Организация урока. 1мин.
  2. Жужжащее чтение.

а) 3 мин.

  1. Раз царевна молодая, милых братьев поджидая,
    Пряла, сидя под окном, друг сердито под крыльцом
    Пес залаял, и девица видит: нищая черница
    Ходит по двору, клюкой отклоняя пса.
  2. Живет Балда в поповом доме, спит себе на соломе,
    Ест за четверых, работает за семерых;
    До светла все у него пляшет,
    Лошадь запряжет, полосу вспашет,
    Печь затопит, все заготовит, закутит,
    Яичко испечет и сам и обслужит.
  3. Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.
    Верный сторож как со сна шевельнется, встрепенется,
    К той сторожке обернется и кричит: “Кири- ку- ку,
    Царствуй, лежа на боку”.
  4. Удивился старик, испугался;
    Он рыбачил тридцать лет и три года
    И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
  5. В сени вышел царь-отец.
    Все пустились во дворец.
    Царь недолго собирался:
    В тот же вечер обвенчался.
    Царь Салтан за пир честной
    Сел с царицей молодой.
  6. Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь она завоет,
    То заплачет, как дитя,
    То по кровле обветшалой
    Вдруг соломой зашумит,
    То, как путник запоздалый,
    К нам в окошко застучит.
  7. Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.

8. Повесть “Капитанская дочка”. Отрывок.

Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая в сугроб, то обрушиваясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это было похоже на плавание судна по бурному морю. Я закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды.

Вид карточки №1.

Три ученика работают со словарем Ожегова. Ищут значение слов “борзый”, “верста”, “ямщик”. Два ученика работают с карточками № 2, № 3.(см. конспект далее.)

Проверка.

Из каких произведений отрывки вы прочитали?

Выставка книг А.С. Пушкина. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о попе и работнике его Балде. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Зимний вечер. Зимнее утро. Капитанская дочка.

б) 2мин.

Ребята, а почему мы начали урок с такой работы? Как вы думаете?
-Действительно мы будем работать над произведением А.С. Пушкина.
- Рассмотрите портрет художника О.А. Кипренского. Он находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.
- Послушайте, какой рассказ о Пушкине составил ……………. Карточка № 2.

Продолжит рассказ ………… Карточка № 3.

А.С. Пушкин был еще и драматургом и критиком, но узнаете вы об этом подробнее, когда будете изучать его творчество в старших классах.

(Слова “поэт”, “сказочник”, “прозаик”, “драматург”, “критик” прикрепляются на доску рядом с портретом.)

  1. Работа по теме. 6 мин.
  1. А сегодня мы будем анализировать и учиться читать выразительно стихотворение А.С. Пушкина “Зимняя дорога”.
  • Какую картину вы представляете, когда звучит словосочетание “ Зимняя дорога”?
  • Запах зимы. Какой он? Вдохните глубоко. Почувствуйте, как зимний воздух заполняет легкие.
  • Давайте прочитаем стихотворение вполголоса и представим картину зимней дороги.
  • Жужжащее чтение.
  • Понравилось стихотворение? Чем?
  • Какие строки особенно запомнились? Прочитайте.
  • Какой отрывок захотелось перечитать? Почему?
  • Можно ли было только по заголовку определить настроение стихотворения?
  • Перечитайте про себя. Попробуйте определить с каким настроением вы читаете?
  • Пользуясь словарем настроений объясните, докажите свое настроение.
  • Какие слова и предложения в стихотворении помогают определить грусть, печаль?
  • Прочитайте стихотворение вслух, стараясь передать именно такое настроение.
  • А каким цветом раскрашено это произведение?
  • Давайте перечитаем стихотворение и поищем есть ли это слово в этом произведении.
  • Перечитывание.
  • Как же вы догадались, что стихотворение раскрашено белым цветом, (серым цветом, темными тонами?)
  • Прочитаем еще раз и подумаем, какой образ создал Александр Сергеевич в стихотворении?
зимняя дорога

(на доске выставляется карточка с опорными словами)

  • Чем поэт создает образы?
  • А кто еще может создавать образы?
  • Что помогает художнику создавать образы?
  • А музыканту?
  1. Работа над образами. 6 мин.

Сейчас мы с вами вслушиваясь в музыку пушкинских строк постараемся стать художниками, перенести образ зимней дороги на бумагу.

а) –Прочитайте вслух первые две строчки стихотворения. Какую картинку вы видите, читая эти строки. Расскажите.

(Слово “луна” появляется в специальном наборном полотне, далее в этом же полотне появятся по мере надобности слова “волнистые туманы”, “печальные поляны”, “зимняя дорога”, “тройка борзая”, “колокольчик”, “ямщик”, “разгулье удалое”, “сердечная тоска”, “глушь и снег”, “версты”).

Вы послушали своих товарищей, какая интонация вам ближе?
- Прочитайте следующие 2 строки. Что интересного заметили?
- Почему автор употребил дважды это слово?

А могут ли быть поляны печальными?
- Пушкин переносит свою печаль на те картины природы, которые он видит.
- Знаете ли вы, как называется такой прием, когда образ живого человека, его качества переносят на неживой предмет? Олицетворение).
- Перечитайте эти строки еще раз и найдите еще одно олицетворение?
- А как вы думаете, подходят ли поляны, изображенные на этих картинах, к этим строчкам?

Как удачнее? Почему?

Анализ чтения.

б) 8 мин. Прочитай следующие две строки вслух.

Как вы себе представляете “тройка борзая”?
- Значение слова “борзая” прочитает...
- Поставьте рисунок тройки на картину.

Читаем следующие 2 строки.

О чем они?

Физминутка. 2 мин .

Возьмите с подноса любой колокольчик и позвоните.
- Пробегите с колокольчиком по классу. Послушайте, как он звенит.
- Зачем он нужен лошади?

  • Колокольчик – металлическое (из меди) изделие в форме полого усеченного конуса с подвешенным внутри стержнем (языком) для звона. Одевали на дугу.
  • Бубенцы – полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании. Одевали под шею лошади.

Какое у вас сейчас настроение?
- А у Пушкина?
- Какие строки говорят об этом? Прочитайте.
- Что значит “утомительно” гремит?
- Замените словом близким по значению.
- Попробуйте постучать однозвучно.
- Приготовьтесь читать эти 4 строчки в нужном темпе, тоне, выделяя слова на которые падает логическое ударение.

Чтение 2-3.

в) 5 мин.

– Перечитайте все третье четверостишье вслух.
- Какие слова непонятны?

(Ямщик)

Кто такой ямщик прочитает по словарю Ожегова ………(Ямщик – возница на лошадях)

Прочитайте до конца.
- Как понимаете “вёрсты полосаты”?
- Что такое “верста”?

верста

Прочитаем в словаре Ожегова значение этого слова. (В конце 17 века: Верста- полосатые столбики, которые устанавливались через определенное расстояние. Верста – старинная единица измерения длины. Межевая верста – 2,16 км. Путевая верста – 1,06 км. Верста – древнее название поприще.)

Расставьте версты на картине.
- Перечитаем четверостишье, обращая внимание на паузы.

(Чтение 2 чел. Анализ чтения).

Давайте вспомним, какой образ нарисовал Пушкин в этом стихотворении? (Образ зимней дороги)
- Перечитаем слова, которые помогли нам раскрыть образ зимней дороги.

(Луна, ……………………………………………верста)

  1. Работа над выразительностью в парах . 3 мин.

а) (2 человека выходят к доске)

Карточка:

  • Во всем ли вы согласны с художником?
  • Что бы ты нарисовал по-другому?
  • Что добавил бы?

Учащимся даются модели – рисунки различных деревьев.

б) - Прочитайте задание на карточке № 3.

1 вариант. Прочитай стихотворение своему товарищу, соблюдая паузы, тон, темп, настроение.

2 вариант. Послушай, как читает твой товарищ и скажи, удалось ли ему прочитать стихотворение, соблюдая паузы, тон, темп и настроение.

Поменяйтесь карточкой.
- Кому из ваших товарищей удалось прочитать стихотворение выразительно?
- Что значит читать выразительно?

Чтение 2 человек. Анализ чтения.

Рисунок 8

Что изменилось на картине?
- Понравилось ли Вам?
- Откройте учебник и рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Какая картина Вам понравилась больше, созданная нами или в книге? Почему?

  1. Работа над идеей стихотворения. 3 мин .

(Читает учитель)

Что Вы узнали после того, как я вам прочитала его? (Пушкин хотел как можно быстрее оказаться дома.)

  1. Вывод. Итог урока . 2 мин.

Что помогает поэту передавать его чувства? (Слова)
- А художнику? (Краски)
- А музыканту? (Музыка)

На это произведение были написаны разные мелодии. Послушайте романс А.А.Алябьева.
- Понравилось?
- Что хотел передать композитор?

  1. Домашнее задание. 1 мин .

Кто запомнил это стихотворение наизусть. (Если есть такие ученики, дать им возможность прочитать)
- А что Вы хотели бы сделать дома? (выучить наизусть)

  1. Итог урока. 1 мин.

Оценивание учащихся.

Не только логические паузы помогают нам точно и ясно донести авторские мысли до слушателей. Этому способствует также правильная расстановка и соблюдение логических ударений .

Логическим ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или речевом такте. В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу выделяется в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется – тактовое логическим ударением.

    "Теперь конец СЕНТЯБРЯ , / а ветлы / еще не пожелтели ".

Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль, поэтому ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения. Логическое ударение может стоять на любом значимом слове, где бы оно ни находилось - в начале, середине или в конце речевого такта. Но, часто логически ударное слово стоит в конце речевого такта, что свойственно русской интонации.

Во фразе может быть несколько логических ударений (по числу речевых тактов), но одно из них является главным ударением фразы- фразовым ударением . Главное логическое ударение подчиняет себе все остальные ударные слова фразы, точно так же, как рядовое ударное слово подчиняет себе все безударные слова своего речевого такта.

    " Дочь , / Екатерина Ивановна , / молодая девушка , / играла НА РОЯЛЕ " .

Способы выделения ударных слов различны: они выделяются повышением, понижением, замедлением или усилением голоса, а также при помощи пауз. Все способы выделения ударного слова обычно используются в сочетании друг с другом.

Выделение ударных слов зависит от контекста и действенных задач. Тем не менее, существуют законы и правила постановки логических ударений. Законы всеобщи, и соблюдаются всегда, правила предписывают.

Закон нового понятия

Слова, которые обозначают новые, незнакомые по предыдущему тексту понятия (названия лиц, предметов, свойств; действий и т.д.), выделяются ударением. Знакомые понятия, такие, о которых ранее уже упоминалось, как правило, не являются ударными. Они могут быть выделены лишь в тех случаях, когда этого требует смысл или особое построение фразы.

« Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы…»

При инверсии на определениях выраженных прилагательным

«Снег, / игольчатый и рыхлый ,/ падал гроздьями».

Противопоставления

Противопоставляемые слова интонационно выделяются. Противопоставление обычно имеет две части. В одной что-то отрицается, ради утверждения чего-то в другой. Иногда одна из частей противопоставления только подразумевается (скрытое противопоставление). Независимо от того, в каком порядке расположены части противопоставления, то, что утверждается, выделяется сильнее и обязательно понижением голоса как главное ударение.

«Я б не стал курить махорку ,

а достал бы я «Казбек» » .

«Не казнь страшна , - / страшна твоя немилость » .

«Не род , / а ум поставлю в воеводы».

Утверждаемыми понятиями являются «Казбек», «немилость», «ум», поэтому они требуют понижение голоса и значительного его усиления. Слова «махорку», «казнь» и «род» являются отрицаемыми понятиями и требуют повышения голоса (без его усиления).

«Вам бы, знаете, во флот

С Вашим аппетитом».

Слово «во флот» является скрытым противопоставлением (во флот, а не в пехоту).

Сравнения.

При сравнении обычно выделяется только то, с чем сравнивается предмет, свойство и т.д. Союзы, при помощи которых образуется сравнительный оборот, не могут быть ударными.

«Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро , весела,

Как жизнь поэта , простодушна,

Как поцелуй любви , мила».

Нераспространенное предложение.

В нераспространенных предложениях, которые обычно состоят из подлежащего и сказуемого, как правило, ударение ставится на последнее слово. Следовательно, при прямом порядке слов в таких предложениях ударным становится сказуемое, а в инверсированных предложениях – подлежащее. Когда подлежащее и сказуемое являются новыми понятиями, они оба выделяются. Сказуемое, смысл которого как бы заключен в подлежащем, не выделяется, на каком бы месте в нераспространенном предложении оно не стояло.

«Суровая зима . Но: Зима сурова я».

Пояснительные слова при глаголе .

Если в предложении имеются дополнения или обстоятельства, поясняющие глагол , то ударение получают именно они, а не глагол. Сами же глаголы выделяются только в нераспространенных предложениях, когда они стоят на втором месте, а также при противопоставлении и перечислении. Наречия при глаголе требуют ударения, если они по смыслу почти заменяют глагол. Но качественные наречия не требуют ударения.

«Однажды осенью / я возвращался из Бахчисарая / в Ялту / через Ай-Петри » .

Здесь ударение получили обстоятельство времени (осенью ) и обстоятельства места (из Бахчисарая , в Ялту , через Ай-Петри ), которые поясняют глаголы.

«Я всю дорогу / бегом бежала. Но: Я всю дорогу / бежала ».

Здесь выделено наречие бегом, и глагол бежала . Слово «бегом» по смыслу может заменить глагол «бежать».

Перечисление. Однородные члены предложения .

Перечислению свойственен особый «ход голоса» -повышение и логическая перспектива. На перечисляемых словах голос все время повышается, показывая, что мысль еще не окончена и будет продолжена, и только на последнем из них, если оно заканчивает фразу, голос понижается. Сила выделения перечисляемых слов все возрастает. Однородные члены предложения (выраженные одним словом или словосочетанием), иногда целые предложения требуют интонации перечисления.

«Вот уж и стука , / и крика , / и бубенцов не слыхать».

«Мелькают мимо/ будки ,/ бабы ,/

Мальчишки ,/ лавки , / фонари /,

Дворцы ,/ сады ,/ монастыри …»

Определения, выраженные существительным в родительном падеже.

«Из окон соседа / раздавалась музыка».

«Отселе я вижу / потоков рожденье,/

И первое / грозных обвалов / движенье.»

Обращение.

Обращение в начале фразы выделяется логическим ударением и паузой. В середине и в конце фразы обращение не требует ударения и является частью речевого такта.

«Виктор , / подай мне мячик ».

«Прошу тебя(,) доченька, / не уходи ».

«Не кричи (,) Лена».

Выделение повторяющихся понятий.

« Еду, еду в чистом поле;/

Колокольчик динь-динь-динь …/

Страшно, страшно поневоле /

Средь неведомых равнин».

Обобщающие слова принимают логические ударения.

«Теперь уже ни гор,/ ни неба,/ ни земли –// ничего не было видно».

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами . Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препинания - грамматическими паузами , но могут быть и там, где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ". Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.

Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой - |, более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами - ||. И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами - |||.

Вот как можно расставить в тексте логические паузы:

«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества... || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» || (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77-78.).

Логическое (или смысловое) ударение - это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, - это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.

Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона - тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова.

Изменение высоты тона дает возможность наиболее полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Когда же пользуются только силой голоса, даже в комбинации с замедлениями и паузами, получается монотон, который утомителен для говорящего, а тем более для слушающих.