Образное воображение. Определение воображения, его виды. Воображение и творчество

  • 9. Понятие «воображение» в психологии. Виды воображения. Способы создания образов воображения.
  • 10. Общее понятие о темпераменте. Учения о темпераменте. Психологическая характеристика свойств темперамента. Темперамент и деятельность.
  • 11. Учение о характере в психологии. Классификация черт характера. Структура характера и ее свойства. Психологические и социальные условия формирования характера. Понятие «акцентуация характера».
  • 12. Понятие о способностях. Виды и уровни способностей. Предпосылки и условия развития способностей.
  • 13. Психологические особенности дошкольника и их учет в педагогическом процессе.
  • 14. Психологические особенности младшего школьника и их учет в педагогическом процессе
  • 15. Психологические особенности подростка и их учет в педагогическом процессе
  • 16. Категория «общение» в психологии. Общая характеристика общения. Педагогическое общение.
  • 17. Личность в группе. Статус и роли личности. Межличностные отношения в группе и методы их изучения.
  • 18. Общее представления о психологическом консультировании. Виды, методы и этапы психологического консультирования.
  • 1. Педагогика как наука: категориальный аппарат и методология педагогической науки.
  • 2. Понятие и сущность воспитания. Подходы к анализу воспитания. Цели воспитания и проблема их реализации.
  • 3. Содержание воспитания и комплексный подход к его реализации.
  • 4. Методы и технологии воспитания. Классификации методов и технологий воспитания. Условия выбора методов воспитания.
  • 5. Закономерности и принципы воспитания.
  • 3 Основные закономерности:
  • Коллектив как объект и субъект воспитания.
  • 7. Сущность и содержание процесса обучения. Функции обучения. Закономерности и принципы обучения.
  • 8) Виды и методы обучения. Характеристика и сравнительный анализ видов обучения.
  • 9. Понятие, признаки и структура педагогических технологий. Классификация педагогических технологий.
  • 10. Формы организации обучения. Урок как основная форма обучения. Типы и структура уроков. Требования к современному уроку.
  • 11. Система образования на современном этапе. Характеристика Закона рф об образовании.
  • 12. Современное состояние и основные проблемы специальной педагогики и психологии.
  • 13. Причины, классификации и виды отклонений в развитии и поведении ребенка.
  • 14.Сущность теории первичности дефекта и вторичных отклонений нарушенного развития ребенка.
  • 15. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.
  • 16. Личностные качества и способности педагога. Стили пед.Общения и руководства учебно-познавательной деятельности учащихся. Личностно-профессиональное развитие педагога.
  • 17. Мотивация учебной деятельности. Формирование познавательных мотивов учения.
  • 18. Психологическая служба образования. Основные аспекты ее деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся и особенности школьной психодиагностики.
  • 5.Социальное воспитание как научная категория. Сущность и механизмы социального воспитания.
  • 6. Социализация как научная категория и социально-педагогическое явление. Теории социализации.
  • 7.Факторы и механизмы социализации личности. Учет факторов социализации в деятельности социального педагога.
  • 9.Социально-педагогические технологии. Проблема разработки и реализации технологий в деятельности социального педагога.
  • 10.Диагностическая деятельность педагога-психолога и социального педагога. Объекты и методы диагностики.
  • 11. Семья как субъект социального воспитания и объект деятельности психолога и педагога.
  • 12. Группа как субъекты и объекты социального воспитания. Способы организации и коррекции жизнедеятельности группы.
  • 13. Детское движение как предмет научного исследования. Социально-психологические предпосылки детского движения
  • 14. Сущность и функции доо. Доо как субъект и объект социального воспитания. Содержание и методы деятельности доо.
  • 15. Девиация как социально-педагогическая проблема. Отклоняющееся поведение личности как объект деятельности социального педагога.
  • 16. Социальная защита детства как направление деятельности социального педагога. Методы и принципы реализации социальной защиты детства в современных условиях российского общества.
  • 17. Реабилитация как направление деятельности социального педагога. Цели, задачи, субъекты, объекты, формы социально-педагогической реабилитации.
  • 18. Помощь и поддержка как направление деятельности социального педагога. Цели, задачи, субъекты, объекты, формы социально-педагогической помощи и поддержки.
  • 19. Становление акмеологии как науки. Феномен «акме», его основные характеристики и условия формирования.
  • 20. Образовательная сущность музея и музейной педагогики, ее объект, предмет и задачи. Деятельность музейного педагога.
  • 9. Понятие «воображение» в психологии. Виды воображения. Способы создания образов воображения.

    Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Напр., человек не бывший на Крайнем Севере, может вообразить тундру только потому, что он видел изображения её на картинках и фотографиях, видел в действительности отдельные элементы, входящие в ландшафт тундры, - видел покрытую снегом равнину, мелкий кустарник, видел в зоопарке оленей.

    Воображение - психич. процесс, заключающий в создании новых образов(представлений),путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Присуще только человеку. Оно-познавательный процесс. Специфика состоит в переработке прошлого опыта. Оно неразрвыно связано с процессом памяти(запоминание,сохранение,воспроизведение и забывание). Преобразует то, что есть в памяти.

    Виды воображения: 1 ) воссоздающее воображение - развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа. 2)творческое воображение – создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор. 3)мечта – особая форма воображения, локализованная в достаточном будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества.

    Виды воображения:

    «»Пассивное воображение: 1. преднамеренное; 2. непреднамеренное.

    Пассивное преднамеренное воображение: грёзы – образы фантазий, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь.

    Пассивное непреднамеренное воображение: в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидение), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т. д. Возникает при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека.

    Активное воображение: 1 творческое; 2 воссоздающее.

    Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.

    Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

    Приемы (способы) создания образов воображения: 1)агглютинация – создание нового образа путем соединения в одно целое фрагментов различных мыслей и слов. наблюдается при шизофрении(в частности является одним из механизмов образования неологизмов) и при очаговых корковых нарушениях речи (приводит к образованию парафазий типа контаминаций.) 2)акцентирование – один из способов создания образов воображения. выдвигать на первый план, подчеркивать какую-нибудь мысль. 3)схематизация – создание образов с помощью схем, картин. 4)типизация – отбор или разработка типовых конструкций или производственных процессов на основе общих; обобщение, выражение общих идей, процессов и явлений; выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретной базе.

    Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах.

    1) агглютинация – предполагает «склеивание» различных частей в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей.

    2) гиперболизация - характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета, но и изменением количества частей предмета или их смещение.

    3) заострение - подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры).

    4) схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко.

    5) типизация – выделение существенного, повторяющегося, воплощение их в конкретном образе.

    Развитие воображения.

      Игра характеризуется бурным развитием процессов воображения. Воображение формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать.

      Фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Фантазия – важное условие развития личности ребёнка.

      Мечта - образы желаемого будущего.

    "

    Любовь Уварова
    Что такое воображение?

    Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально-чувственных состояний путем переработки предшествующего опыта Л Афонькина, Урунтаева)

    Воображение - синтез запаса впечатлений, представлений, опытных знаний и создание новых образов и фантазий. (Бардиер, Ромазан, Чередникова)

    Воображение , фантазия - это отражение реальной действительности в новых, неожиданных и непривычных сочетаниях и связях.

    Эти определения взяты из разных источников, но все они говорят о создании новых образов на основе уже имеющихся представлений впечатлений, знаний и т. д. Причем выделить в ситуации момент, когда проявляется только воображение и не проявляется , допустим, память или мышление невозможно, потому что психические процессы про те кают одновременно : в каждое мгновение более десятка миллиардов нервных клеток человеческого мозга создают единую симфонию" его психической жизни.

    Поскольку воображение является функцией коры больших полушарий головного мозга, то следует сразу сказать о влиянии воображения на работу многих систем человеческого организма. Некоторые наблюдения над людьми, отличающимися богатым воображением и впечатлительностью, дают интересные факты о влиянии воображения на протекание физиологических процессов :

    Флобер ясно чувствовал вкус мышьяка во рту, когда писал сцену отравления Эммы Бовари, а Вольтер каждый раз заболевал годовщину Варфоломеевской ночи - мысли об убитых безвинно вызывали у него приступ лихорадки.

    Слово авторитетного человека, неосторожного врача может быть причиной нервных расстройств или даже серьезных заболеваний. Сюда также может быть отнесен и педагогический бестактный, неправильный поступок учителя, воспитателя.

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Дошкольный возраст, когда ведущей деятельностью ребенка является игра, характеризуется бурным развитием воображения . Самые первые признаки воображения можно заметить уже после полутора лет, когда ребенок рассматривает картинку и начинает узнавать изображенный предмет, потому что рисунок - это все-таки только знак реального предмета, его заместитель, а воображение здесь достраивает то, что не совсем соответствует действительности. Конечно, это воображение пассивное , ведь ребенок не создает ничего нового, но подобное узнавание - важнейший шаг на пути его формирования.

    И все же корни воображения следует искать е действиях с предметами, из которых рождается предметная игра. А необходимый элемент игры - это воображаемая ситуация , вводимая при помощи слов "как будто", и свободное преобразование ребенком накопленных преставлений, не стесняемое правилами логики, однако, до известного предела : можно вообразить себе , что изюминка - это шайба, а ложечка - клюшка, но наоборот - уже нет, потому что передвигать ложечку изюминкой меньшей мере неудобно. Значит, все-таки внутренняя логика существует, и главное условие здесь -возможность выполнять с предметом-заместителем те же действия, что и с реальным предметом.

    С развитием речи изменяется и характер создания воображаемой ситуации : ребенок переходит к опорам иного рода - слогу. На протяжении дошкольного возраста происходит постепенное превращение воображения ребенка из внешней деятельности с предметами во внутреннюю - словесную. Речь, общение помогают детям представлять предметы, которые они до этого не видели. Многочисленные исследования показали, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения : ведут к его отставанию, обеднению. И богатство детского воображения лишь видимое : ребенку, никогда не видевшему слона, легко представить, что слон розовый, -в этом слабость детского воображения . Но в любом случае не стоит говорить, что это не - правда, что розовых слонов не бывает, Всегда следует выяснить, почему ребенок говорит так и знает ли он какие бывают слоны на самом деле.

    Богатство воображения прямо зависит от богатства прошлого опыта, знаний, памяти. Сопоставление новых знаний и прошлого опыта, не определенность возникающих ситуаций включает работу воображения -процесс поиска нестандартных решений однородных, подобных задач. Все это роднит воображение с мышлением , помогает им выполнить общую познавательную функцию. И когда по тем или иным причинам воображение оказывается у детей недоразвитым, они начинают сомневаться даже в существовании весьма реальных, но необычных вещей. К. Чуковский писал, что когда в одной из школ повели разговор об акулах кто-то из детей закричал :"Акулов не бывает!"

    Воображение и мышление , возникая в чувственном познании, помо-гают ребенку оторваться" от конкретной ситуации, взглянуть на проблему с разных точек зрения, и в тех случаях, когда мышление бессильно, ему на помощь приходит воображение . Оно помогает ребенку восполнить тот пробел знаний, который не позволяет ему решить задачу с помощью мышления.

    Говоря об особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста, особенно хочется подчеркнуть, что ребенок не терпит грубого вмешательства в свои фантазии. Взрослые должны быть осторожны, чтобы ненароком не разрушить хрупкий волшебный мир, созданный малышом в своем воображении .

    Фантазии ребенка следует отличать от детской лжи. Фантазирование

    всегда бескорыстно и не наносит вред окружающим людям. Ложь - это намеренное искажение действительности с целью получения какой-либо выгоды (чтобы похвалили, дали конфету, не ругали) . Фантазии ребенка в отличие ото лжи, более разнообразны и сопровождаются положительными эмоциями, ведь фантазирует ребенок всегда для удовольствия.

    У старшего дошкольника в отличие от младшего, мышление направ-ляет работу воображения . Если младший дошкольник непроизвольно ис-кажает признаки и функции объектов из-за недостатка знаний, не сфор-мированной критичности мышления, то старший дошкольник намеренно заменяет реальность вымыслом, т. е. воображение приобретает элементы произвольности. В этом отношении весьма показательны так называемые перевертыши, к которым испытывают тяготение все дети. Четырехлетняя девочка поет : "дам кусок молока и кувшин пирога" (из Чуковского) . Перевертыши есть продукт воображения детей , конструируемый, как и другие образы фантазии, с помощью перестановки привычных элементов для достижения эмоционального комического аффекта. Важно, что рядом с этим заведомым искажением действительности существует, как эталон, правильное представление о мире, опровергающее эти нелепицы, и тем самым еще более утверждающиеся.

    Переход воображения из деятельности , нуждающейся во внешней опоре, в деятельность самостоятельную внутреннею - важнейшее условие развития художественного творчества (сочинение сказок, историй стихо-творений, изобразительная и конструктивная деятельность). Именно слово сопровождает и предваряет творческий процесс сливаясь воедино. В мире искусства творческая фантазия художника не может лишь копировать реальность. Она преображает ее, и тогда не только люди, но и птицы, и рыбы, растения и камни - все вокруг говорит ему.

    В старшем дошкольном возрасте с помощью слова и благодаря воображению ребенок уже умеет планировать сбою деятельность, появляется замысел, достижение цели, результата вызывает значительные трудности, а спланированная с помощью речи деятельность становится более успешной. Планирующая функция речи обеспечивает планирующую функцию воображения , а включение в процесс воображения слова делает его осознанным и произвольным.

    Воображение обеспечивает способность взглянуть на ситуацию со стороны другого человека, умение поставить себя на его место, понять его мысли и чувства. А это приводит к тому, что дошкольник уже может предвидеть развитие ситуации, ее продолжение. При этом ребенок учится не только сочувствовать другому, но и помогать ему.

    В жизни существует множество правил поведения, которые надо не-укоснительно выполнять. Многие из них достаточно абстрактны и поэтому трудны для понимания ребенка, а к развернутым логическим объяснениям малыш еще не привык. И вот тут на помощь приходит воображение , яркая наглядная динамичная картина, ситуация :

    Вы можете в зубы попасть крокодилам!

    Они притаились на каждой площадке,

    И всех, кто съезжает, хватают за пятки!

    И тащат на дно африканского Нила.

    Прошу вас, не надо съезжать по перилам! (Е. Токмакова)

    Но тут сразу же следует оговорится, что необходимо соблюдать разумные пределы вымысла, не запугивая ребенка, не вызывая у него страх.

    Желание защититься от отрицательных эмоций приводит к тому, что ребенок представляет себя большим, сильным, великодушным. С помощью воображения он пытается преобразить не только настоящее, но и прошлое : разбитая чашка снова стала целой, мама не сердится, грузовик - нашелся. Тем самым малыш как бы избавляется от ранящих его воспоминаний, внутреннего психологического дискомфорта, эмоционального напряжения, неблагополучия. Т. О. воображение выполняет здесь защитную функцию -защищает личность от тяжелых травмирующих переживаний

    Литература :

    Субботский Е. Б. Ребенок открывает мир. й.: Просвещение, 1991 Никитин Б. П. Ступеньки творчества, к.: Просвещение, 1990 Полунина Б. Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1962

    Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника . Хрестоматия по детской психологии. М. Институт практ. психологии, 1996.

    Симановский А. З. Развитие творческого мышления детей. -Яроелаель, "Академия развития", 1996.

    Кряжева Н. Л Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, "Академия развития", 1996.

    Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. знакомим малышей с окружающим миром : М.: Просвещение : Учебная литература, 1997.

    Эйнон Д. Творческая игра : От рождения до 10 лет. М.: Педагогика-Пресс, 1995.

    Чего на свете не бывает? Под ред. Дьяченко Дгаевой Е. А. М,:11р. ,1991

    Воображение - это познавательный психический процесс, заключающийся в преобразовании представлений памяти в субъективно новые образы. Образы фантазии формируются с участием других познавательных процессов. В то же время воображение, благодаря своей роли в целеполагании, обусловливает их протекание.

    Чем сложнее предмет, тем в большей степени в его восприятии участвует воображение. Восприятие произведений изобразительного или музыкального искусства без воображения практически невозможно. Взаимосвязь воображения и мышления хорошо проявляется в проблемной ситуации. После анализа условий и требований творческой задачи, как мы уже отмечали, выдвигается гипотеза - она всегда возникает на основе целостного (нового!) образа ситуации. Проверяется же гипотеза прежде всего средствами логического мышления. Но вот гипотеза не подтвердилась. Снова активизируется воображение, появляется новое предположение и т.д. - до тех пор, пока очередная гипотеза не будет признана соответствующей условиям и требованиям задачи. Воображение особенно активно участвует в познавательном процессе тогда, когда степень неопределенности ситуации велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат». Формирование образов воображения соотносится с понятием «мысленное конструирование».

    Виды воображение различаются на пассивные и активные . Непреднамеренное пассивное воображение включается при ослабленной активности сознания, во сне, в полудремотном состоянии, при расстройствах сознания. Хороший пример - галлюцинации. Преднамеренные формы пассивного воображения называют грезами. Это недейственные проявления фантазии, это создание образов, замыслов, программ, которые заведомо не будут воплощены в жизнь. Все люди время от времени грезят о чем-то заманчивом и привлекательном. Но если человек слишком подвластен грезам, то он «создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни».

    Активное воображение бывает воссоздающим и творческим . Первое проявляется в формировании субъективно новых образов по историческим описаниям, художественным текстам, географическим материалам, житейским диалогам и т.д. Ученик, слушающий рассказ учителя на уроке, приобретает знания о странах, в которых он никогда не был, о давно ушедших эпохах и событиях, о литературных героях. Следователь по показаниям очевидцев и другим данным воссоздает картину преступления, рабочий по двум проекциям чертежа быстро строит объемный образ детали. Все это примеры, относящиеся к воссоздающему воображению.

    Просмотр телевизионной экранизации литературного произведения в каком-то отношении всегда полезен. Но если иметь в виду развитие воображения, то такой просмотр полезнее после чтения произведения, ибо в этом случае предоставляется интересная возможность сопоставить результаты собственного воссоздающего воображения с версией авторов экранизации.

    В творческом воображении субъективная новизна образа выше, чем в воссоздающем. Нередко эта новизна становится вместе с тем и объективной, в том смысле, что образ означает новизну для группы людей, для некоторого сообщества, для человечества. Таковыми оказываются образы, опредмеченные в произведениях искусства, изобретениях, научных теориях. С психологической же точки зрения важна именно новизна образа для субъекта. Тут и разрешение проблемной ситуации школьником, детское изобразительное, техническое, музыкальное творчество.

    Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

    Виды воображения

    • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
    • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
    • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
    • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

    Функции воображения:

    1. Образное представление действительности;
    2. Регулирование эмоциональных состояний;
    3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
    4. Формирование внутреннего плана действий.

    Способы создания образов воображения:

    • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
    • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
    • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

    Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

    Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

    Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

    Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

    Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

    Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

    Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

    процесс перехода от отражения реального объекта к построению образа, подчиненного субъективной динамике, и результат которого, по его содержанию, рассматривается в установке «отображения» (придается реалистический статус).

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ВООБРАЖЕНИЕ

    фантазия, психический процесс, заключающийся в создании образов существующих и несуществующих предметов, которые в данный момент не воспринимаются. Работа В. осуществляется на основе переработки памятью прошлых восприятий и переживаний. В. может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное В. чаще всего вызывается неудовлетворенными желаниями, способствующими представлению тех ситуаций, реальных или нереальных, в которых эти желания могут быть удовлетворены. В произвольном В. происходит разработка образа с заранее поставленной целью, например представляется ситуация, в которой будет выполнена определенная деятельность. Различают также пассивное и активное В. Пассивное В. лишено действенности, для него характерно создание образов и планов, которые не воплощаются в жизнь. В этом случае В. выступает как суррогат деятельности, с помощью которого человек уклоняется от необходимости действовать. Пассивное В. может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное В. наблюдается при ослаблении деятельности сознания, во сне, при патологических расстройствах сознания. Преднамеренное пассивное В. продуцирует специально создаваемые образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в В. грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Активное В. может быть творческим (продуктивным) и воссоздающим (репродуктивным). Воссоздающее В. имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию, например при чтении учебной и художественной литературы. Творческое В. предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно - неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества. Особый вид творческого В. - мечта, создание образов желаемого будущего, не воплощаемых непосредственно в той или иной деятельности. Первые проявления В. относятся к 2,5-3 годам. В этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, прежде всего в предметной игре. Его В. еще неустойчиво, не подчиняется определенной задаче. В более старшем возрасте В. развивается в сюжетно-ролевой игре, предоставляющей большие возможности для детского творчества. Появляются первые попытки словесного творчества, конструирования и т.д. Некоторые особенности В. проявляются во всех видах деятельности, например в литературном и музыкальном творчестве, в изобразительной деятельности и пр. С одной стороны, это умение гибко использовать свой опыт, находить разнообразные сочетания его элементов. С другой стороны, В. позволяет ребенку не только создавать новые образы, но и выражать свое отношение к ним. Именно эти общие способности характеризуют уровень творческого В. ребенка. У старшего дошкольника появляется способность подчинять свое В. определенному замыслу. Задача взрослого - помочь ребенку реализовать задуманное, поощрять его творческую активность. Школа предъявляет требования в основном к памяти, мышлению, и нередко В. ребенка, не получив должного развития в дошкольном детстве, постепенно тускнеет и далеко не всегда проявляется в старшем возрасте. См. также Ложь