Ча ща примеры слов и предложений. Диктанты с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Включение в систему знаний и повторение

Тема: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши- правильно пиши»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

Закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА,

ЧУ-ЩУ, обобщить знания учащихся по данной теме;

Способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности;

Развивать орфографическую зоркость учащихся;

Воспитать интерес к работе в группе

Воспитывать интерес к русскому языку, чувство культуры интеллектуального труда.

Подготовительная работа к уроку:

· деление класса на группы, изучение правил работы в группе.

1.Самоопределение к учебной деятельности

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам в прок.

Интересные заданья,

Игры, шутки - всё для вас!

За работу, в добрый час!

2.Постановка цели урока

Оценивать вашу работу будут родители.

Мы разбились вчера на команды- выбрали названия. А предлагала я такие слова

Доска: глупыши

чародеи

живчики

чумазики

смельчаки

ворчуны

крепыши

весельчаки

Что общего у этих слов? (орфограмма на тему: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши»)

Тема урока- (дети)

Доска : Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши

Капитаны, объясните почему ваши команды выбрали именно эти названия

(мы все здесь веселые, в нашей команде собрались все смелые дети и т.д)

Все дружно правила работы в команде

Говорим вежливо,

говорим по очереди, не перебивая друг друга,

внимательно слушаем,

четко высказываем свое мнение,

соблюдаем порядок на парте,

уважаем мнение собеседника.

……………………………………

Команда - это значит вместе,

Команда - все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей команде нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.

3.Актуализация знаний

1 задание «Знатоки правила»

- Команда рассказывает одно правило на выбор учителя, надо рассказать:

четко, правильно и дружно - 3б

В сочетаниях ЖИ-ШИ только И всегда пиши!

ЖИЗНЬ, КАМЫ ШИ

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи.

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

Все сочетания ЖИ - ШИ

Ты только с буквой И пиши!

В сочетаниях ЧА-ЩА ишем только букву А!

Например: ЧА ЙКА, ПИ ЩА

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА -

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча -

С буквой А и ЧА и ЩА.

Пища, чаща, роща, куча,

Саранча, кочан и туча,

Дача, гуща и свеча -

Все слова на ЧА и ЩА.

Чаща, дача и печать -

Нужно с буквой А писать!

В сочетаниях ЧУ-ЩУ пишем только букву У!

Я грамотно писать хочу,Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун.

Не стучу, не пищу,

Не ворчу и не кричу,

А учу да учу

Все слова на ЩУ и ЧУ:

Чум, чудак, чулок, чурбан,

Щука, чудо и чулан.

Сочетанья ЧУ и ЩУ

Пишем только с буквой У!

Результаты-итоги 1 задания- доска

4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

2 задание «Хорошие - чужие правила»

Прочитайте. Объясните значение пословицы.

Доска

Ж…знь дана на добрые дела. (Жизнь дана на добрые дела.)

Задание детям : Прочитать правила, вставить пропущенные орфограммы.Разбить правила на 2 группы « Хорошие- чужие правила »

давать прозвища товарищ. , смеш.ть и крич.ть на уроке, выруч.ть товарищ. , выполнять обещ. ния, громко ч.вкать, смеяться над ч.жими ошибками, защищ.ть слабых, убирать за собой ч.шки, общ.ться вежливо

Для родителей - каждая правильная орфограмма в слове -1б. , каждое словосоч. 1б., если верно разбили на группы (максм.количество 11+9=20б.)

выру ча ть товари ща

выполнять обе ща ния

защи ща ть слабых

убирать за собой ча шки

об ща ться вежливо

давать прозвища товари щу

сме ши ть и кри ча ть на уроке

смеяться над чу жими ошибками

громко ча вкать

Результаты 2 задания- доска

3 задание «Кроссворд жи-ши,ча-ща,чу-щу»

Предлагаю вам разгадать этот кроссворд, который так и называется: «ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».(Выполняют по группам)

Во всех словах, из которых состоит этот кроссворд, встречаются сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Загадки для кроссворда

По горизонтали:

Ночь. Но если захочу,

Щёлкну раз - и день включу. (Выключатель)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)

Перед тем, как лягу спать,

Съем котлетку я опять.

Я расту, и мне так нужен

Калорийный, вкусный … (Ужин)

Хлеб сегодня я купил,

Деньги в кассу заплатил.

Оказалось, вот удача,

Что положена мне … (Сдача)

В краях заснеженных живу.

Их на прогулку я беру.

Чтобы по снегу пробежать

И кислородом подышать. (Лыжи)

Залатать плохой башмак

Без него нельзя никак.

На иглу оно похоже

И поранить палец может. (Шило)

А то ни за что не решится … (Задача)

Распорядок этот дня

Был написан для меня.

Никуда не опоздаю,

Ведь его я соблюдаю. (Режим)

Мама мне пирог купила,

На тарелку положила.

Мне не нужно много класть -

Съесть смогу я только … (Часть)

По вертикали:

Теперь простуды не боимся

И среди луж мы веселимся.

Наденем на ноги … (Галоши)

Он хотя не самовар,

Выпускает так же пар.

В чашку воду я налью

И с баранками попью. (Чайник)

В городе находится.

Отсюда во все стороны

Улицы расходятся.

Как место называется,

Кто же догадается? (Площадь)

Однажды маг взмахнул рукой,

По воле мага что случилось? (Чудо)

Сочинение писала,

Всё черкала, исправляла.

Непонятно даже стало,

Где конец, а где … (Начало)

На обочине машина.

Гвоздь попал - спустила … (Шина)

Нас встретит с тобой эта милая … (Дача)

Очень длинный кусок ткани

Этот головной убор

На индусах с давних пор. (Чалма)

Солнце весело блестело,

Вдруг всё сразу потемнело.

Дождь пошёл и даже град.

Кто же в этом виноват? (Туча)

С длинной шеей африканец,

Он в России иностранец,

И уже, который год

В зоопарке он живёт. (Жираф)

Результаты 3 задания - доска

4 задание «Зоркий глаз»

Найди и исправь ошибки

Жизнь, щука, щявель, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чайка, передачя, чулок, учюсь, тащу, стучю, щявель, шырокий, чуточку, ищю, жывотное. (10 ошибок)

5 задание «Ребусы»

Ответы: машина, уши, щука

Памятка для родителей: за каждый верный ответ 1б.(максм.3б)

6 задание «Собери части слова»

- Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова.

Для родителей : за каждый верный ответ 1б

Результаты 6 задания- доска

5.Рефлексия деятельности

7 задание «Собери предложение»

у нас мы

замеч*тельные

родители дети сч*стливые

Ответ:

1вариант : Мы замечательные родители. У нас счастливые дети.

2 вариант : У нас замечательные родители. Мы счастливые дети.

- Я приглашаю мамочек,чтобы они объявили резульоты.

Подарок конфеты «Шипучка»

Чтобы в ваших сердцах шипело только доброе- светлое и для плохого не было места!

Домашнее задание (по выбору детей)

Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ж" и "Ш" не дружат с буквой "Ы", а дружат с буквой "И".

Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Я", а дружат с буквой "А".

Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Ю", а дружат с буквой "У".

Приложение фото к уроку

Фото к уроку русского языка

По горизонтали:

Ночь. Но если захочу,

Щёлкну раз - и день включу.

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

Перед тем, как лягу спать,

Съем котлетку я опять.

Я расту, и мне так нужен

Калорийный, вкусный …

Хлеб сегодня я купил,

Деньги в кассу заплатил.

Оказалось, вот удача,

Что положена мне …

В краях заснеженных живу.

Их на прогулку я беру.

Чтобы по снегу пробежать

И кислородом подышать.

Залатать плохой башмак

Без него нельзя никак.

На иглу оно похоже

И поранить палец может.

Читаю учебник, нельзя мне иначе,

А то ни за что не решится …

Распорядок этот дня

Был написан для меня.

Никуда не опоздаю,

Ведь его я соблюдаю.

Мама мне пирог купила,

На тарелку положила.

Мне не нужно много класть -

Съесть смогу я только …

По вертикали:

Теперь простуды не боимся

И среди луж мы веселимся.

Гулять пойдём сейчас с Алёшей,

Наденем на ноги …

Он хотя не самовар,

Выпускает так же пар.

В чашку воду я налью

И с баранками попью.

Центр - свободное пространство,

В городе находится.

Отсюда во все стороны

Улицы расходятся.

Как место называется,

Кто же догадается?

Однажды маг взмахнул рукой,

И вдруг стал белым кролик мой,

Хоть чёрным был. Я удивилась.

По воле мага что случилось?

Сочинение писала,

Всё черкала, исправляла.

Непонятно даже стало,

Где конец, а где …

На обочине машина.

Гвоздь попал - спустила …

В лесочке над речкой тот домик стоит.

И пусть невысок он, небросок на вид,

Но лето придёт, быть не может иначе,

Нас встретит с тобой эта милая …

Очень длинный кусок ткани

Вспомним быстренько мы с вами.

Этот головной убор

На индусах с давних пор.

Солнце весело блестело,

Вдруг всё сразу потемнело.

Дождь пошёл и даже град.

Кто же в этом виноват?

С длинной шеей африканец,

Он в России иностранец,

И уже, который год

В зоопарке он живёт.

Задание: подумай и запиши правильно 2 предложения

у нас мы

замеч*тельные

родители дети

сч*стливые

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пи­щат зайчата. (15)

2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У вол­ков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галча­та и скворчата. (15)

6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашеч­ку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ве­тер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хвата­ют беднягу за хвост и за уши. (23)

12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часо­вой не обращает внимания. (30)

13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может на­чаться дождь. Крольчата бегут домой. Тем­нота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обе­щают приходить почаще. (32)

17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечи­ки. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный ар­тист! Мы попрощались со скрипачами. Ког­да мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша ов­чарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по до­щатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

Слова с сочетаниями чу, щу чу, щу пиши с буквой у.

1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу пра­вило. (10)

2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кру­чу его в руках и тащу в дом. (17)

6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уп­лыл по речушке Щуре. (35)

8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной. (17)

9. Я хочу поймать большую щуку. Закидывав удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вы тащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в веч­ной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холо­дильнике. (27)

12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупаль­ца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опас­ность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чу­гунок. Стал чумазый. (37)

14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кон­чаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужест­ранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и став­лю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо приро­ды! (22)

18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане ло­пату. Каждому овощу я поищу место. При­тащу лейку с водой. В огороде поставлю чу­чело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

Урок 27 Сочетания ча, ща, чу, щу

Учимся правильно произносить и писать слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу

193. Прочитай. Быстро проговари скороговорку. Часто в чащах волки рыщут, добычу ищут.

В русском языке звуки [ч’], всегда мягкие, по-этому буквосочетания ча, ща, чу, щу надо произносить но писать после ч, щ следует а, у:

Ча, ща пиши с а. Чу, щу пиши с у.

194. Прочитай. Правильно произноси сочетания ча, ща, чу, щу.

Щавель, чугун, удача, щука, перчатки, площадка,

Чайник, роща, площадь, ищу, часто, часть, чудеса.

Составь предложения с двумя словами (на выбор).

195. Задание на выбор.

1. Образуй слова с сочетаниями ча, чу и запиши их.

2. Измени данные в скобках слова так, чтобы в них появились буквосочетания чу, щу. Запиши.

Решить (задача), позвонить (врач), пойду в (роща). 196. Прочитай. Как можно ответить на вопрос, поставленный в заглавии текста?

КТО ЖИВЕТ В ЧАСАХ?

Я знаю, что ч..йки живут в море, ч..баны – в горах, а ч..йники – на кухне.

Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а ч..чело – на огороде. Кроме того, я знаю,

Хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное ч..довище.

Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз аккуратно их ни развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто там тикает?

По Г. Юдину

Выпиши из текста слова с пропущенными буквами. Поясни написание.

Рассмотри рисунки. Какой из них можно назвать иллюстрацией к тексту? Почему?

Найди в тексте слова с сочетанием жи.

197. Найди слова, близкие по значению. Запиши их парами.

Волшебник, скучаю, жалеть, грущу, чародей, щадить.

198. По образцу замени данные слова противоположными по значению. Запиши, подчеркни ча, чу.

О б р а з е ц. Радость – печаль.

Свои – ч… , редко – ч… , говорю – м… , конец – н… .

199. Проверь себя! Главные слова урока.

Сочетания ча, ща, чу, щу, написание, произношение.

200. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

1. Всегда помогай товарищ.. . 2. Цени ч..жой труд. 3. Сверяй время по ч..сам, а человека по делам. 4. Сам погибай, а товарищ.. выручай (Пословица).

Сочетания ча, ща, чу, щу - Російська мова

Схожі записи:

    СЛОВО УРОКИ 64 – 66 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ 327 Прочитай. Как ты думаешь, слово и предмет – это одно и то же или нет? Всему...

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §25 Степени сравнения качественных прилагательных и их образование 229 1. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (См. с. 94). Почему только этот...

    20. Читаем: делим текст на части по содержанию. Учимся задавать вопросы по тексту. Пишем: составляем ответы на вопросы по тексту 161. Прочитайте молча. Какие вопросы...

    64. Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему 499. Послушайте текст, который прочитает учитель. Определите...

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ СЛОВО Расскажи по схеме о разных группах слов. Приведи примеры. 10 Прочитай и отгадай стихотворение-загадку. Назови обращение в первом...

    50. Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное 400. Проверьте свои умения по пройденным темам: умеете ли вы использовать разные средства для...

    Урок 50 Сопоставляем высказывание с планом Учимся слушать высказывания с опорой на план 352. Послушай внимательно загадки и отгадай их. 1. Он зимою спит в...

    МОРФОЛОГИЯ МЕСТОИМЕНИЕ §40 Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Вопросительные местоимения 369 1. Назовите вопросы, на которые отвечают имена существительные, имена прилагательные, имена числительные. Названные вами вопросы...

    Урок 64. СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Развиваем умение высказывать собственное мнение по поводу прослушанного текста 405. Послушай стихотворение. Перескажи его, выразив свое...

    ОТГАДКИ К ЗАГАДКАМ, ШАРАДАМ, РЕБУСАМ С. 21 – гость, знал. С. 32 – сумка. С. 43 – буквы. С. 48 – игрушки. С. 54 –...

    4 класс Части речи Имя существительное Именительный и винительный падежи имен существительных ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ Записать предложения. Поставить вопросы к существительным. Подчеркнуть существительные в именительном падеже....

    Урок 51 Устный пересказ текста Учимся устно подробно пересказывать текст 359. Прочитай. О чем это стихотворение? Мы гостям хорошим рады, Всем есть место за столом!...

    Урок 19 Сочетания жи, ши Учимся произносить и писать слова с буквосочетаниями жи, ши 138. Прочитай русские и украинские пословицы. О чем они? 1. Век...

    60. Пословицы и поговорки (Прислів’я та приказки).Говорим: составляем высказывание по пословице. Читаем: составляем вопросы по тексту, отвечаем на них 474. Прочитайте. О чем этот текст?...

    3. ЗВУКИ И БУКВЫ ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БУКВАМИ е, е, ю, я 30 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Стол имелся в каждой русской избе....

    4 класс Части речи Имя числительное ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Выписать сочетания числительных с существительными. ГЛУПЫЕ БРАТЬЯ Жили были пять глупых братьев, пятнадцати, шестнадцати, семнадцати, восемнадцати...

    МОРФОЛОГИЯ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ §54 Типы речи. Соединение типов речи в тексте 455 1. Найдите в содержании учебника материалы, посвященные типам и стилям речи....

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 24. УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В РЕЧИ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте стихотворение. Определите, о какой части речи говорится в...

    4. ТЕКСТ ПОНЯТИЕ ОБ АБЗАЦЕ 8 1. Прочитай. Докажи, что это текст. Ответь на вопросы. Варюша думала было надеть волшебный перстенек, чтобы повидать белый свет...

    5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РАБОТА С ТЕКСТАМИ (УЧЕБНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ) 29 1. Прочитай текст. О ком он? Подбери заголовок к тексту из предложенных. ДЕД...

    УЧИМ НОВЫЕ БУКВЫ Ее Белый Здесь Третий Чем Первый Где Верю Ничем Верхний Мне Смотрела Тем Серый Хлеб На горе Две Полезный Место На дворе...

    СЛОВО УРОКИ 67 – 68 БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ И ФАМИЛИЯХ 347 Прочитай. Мы поставили спектакль по сказке Александра Сергеевича Пушкина. Аня Медведева, Нина...

    3 класс Состав слова. Правописание Написание слов с парными звонкими – глухими согласными в корне СЛОВАРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ 1. Подобрать и записать слова для проверки...

    59. Частицы. Междометия (Частки. Вигуки). Читаем: определяем тему и основную мысль текста 468. Прочитайте отрывок из сказки Антония Погорельского “Черная курица, или Подземные жители”. Определите...


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

  • Закрепление умения правильно обозначать на письме сочетания жи- ши, ча - ща; формирование представления о написании буквосочетаний чу-щу .
  • Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций: анализ, обобщение, сравнение.
  • Воспитание интереса к урокам русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • Карточки со словами:

Ж, _ знь, ш _ на, маш _ на, ч _ стый ч _ щ _ .

  • Алгоритм.
  • Карточка-задание для пробного действия со словами:

Щ _ ка, ч _ дак.

  • Набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и.
  • Карточки для групп со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу.

  • Карточки для первичного закрепления и самостоятельной работы.

Щ _ка, ч _ м, ищ _ , молч _ ,
Все слова на чу и щу.
Я их твердо зауч _
И пятерку получ _ .

Я грамотно писать хоч _ ,
Слова на ч _ и щ _ уч_ :
Ч _ лок, и ч _ до, и ч _ гун,
Ч _ дак, и щ _ ка, и ворч _ н,
Ч _ мазый, ч _ чело, ч _ рбан,
Ч _ десный, ч _ вство и ч _ лан,
Крич _ , ворч _ , ищ _ , тащ _ -
Я с у пишу и чу и щу!

  • Яблонька, нарисованная на листе ватмана.
  • Набор "яблок" красного, желтого, зеленого цвета.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание -
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.

На каком уроке вы продолжаете учиться? (На уроке русского языка.)

Чему учились на предыдущих уроках русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча-ща, жи-ши )

Вы уверены, что научились правильно их писать? (Да)

Как вы думаете, что вы будете изучать сегодня на уроке? (Будем изучать что-то новое.)

Вам хочется узнать что - то новое? (Да.)

Что надо сделать, прежде чем начнете узнавать новое? (Повторить то, что мы знаем и умеем.)

Молодцы!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Прочитайте слова.

Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные буквы.)

Но вы будете не просто вставлять букву, а еще обосновывать выбор правильной буквы, почему эту букву пишем в слове. Что вам поможет обосновать выбор буквы? (Правила "Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща".)

А как вы будете действовать? (По алгоритму.)

Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом? (Нет.)

Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку.)

Предлагаю вам в группах восстановить необходимый алгоритм правильного написания слов по изученным правилам?

Предлагаю каждой группе представить свой вариант алгоритма.

Почему последовательность шагов будет именно такой?

Какое именно правило вы будете применять для данных слов? (Жи - ши пиши с буквой и )

Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)

Я вам предлагаю выполнить задание на карточках. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Проверяем по образцу.

У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?

Индивидуальное задание.

Сейчас я вам предложу задание с затруднением. Вам нужно будет вставить буквы в слова.

Прочитайте слова, подумайте и запишите эти буквы на планшетках.

У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в слова щука, чудак. )

У кого есть ответы, покажите их. (У, ю:)

Учитель выставляет разные ответы детей на доску.

У вас получились разные ответы. Кто считает, что его ответ правильный?

Обоснуйте свое мнение. (Мы не можем обосновать, мы не знаем правила.)

3. Выявление причины затруднения.

Какое задание вы выполняли? (Вставляли буквы в слова чудак и щука. )

В каком месте вы засомневались? (Какую букву писать после ч и щ )

Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем точно, какую букву надо писать после ч и щ - у или ю. )

Кто - нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания? (Когда изучали буквосочетания жи - ши, ча - ща , мы говорили о том, что это исторически сложившиеся написания. Так принято писать! Но мы не знаем, как пишутся буквосочетания чу - щу. )

4. Проблемное объяснение нового материала.

Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу .)

Сформулируйте тему урока. (Правописание буквосочетаний чу -щу .)

Я предлагаю вам самим в группах открыть новое знание. Для этого вы будете действовать по плану. (Учитель показывает план .)

  1. Прочитайте слова.
  2. Обозначьте новую орфограмму.
  3. Сделайте и запишите вывод.

Учитель выдает каждой группе карточки со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу

Кто готов рассказать о своем открытии? (Ученики формулируют правило сами, на доску выставляют составленные эталоны .)

Кто может ответить на вопрос, будет ли это правило исключением? (Да, это исключение. В словах с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу после твердых согласных пишем букву и , после мягких буквы а, у.. )

Откройте учебник на с. 106 и проверьте, правильно ли вы рассуждали? Прочитайте правило!

Как же нужно было написать слова щука и чудак? (Нужно писать с буквой у. )

Какую цель вы ставили? (Выяснить, с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу. )

Достигли поставленной цели? (Да.)

Сможете теперь правильно написать слова щука и чудак и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)

Что поможет в дальнейшем обосновать правильность написания сочетаний чу - щу? (Правило: в буквосочетаниях чу - щу после ч, щ пишется буква у: щука, чудак. )

Посмотрите на прежний алгоритм и скажите, подходит ли он при определении написания букв у или ю в буквосочетаниях чу - щу ? (Да.)

Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться? (Дописать новое правило.)

Учитель добавляет новое правило в алгоритм.

Молодцы! А теперь отдохнем.

Физкультминутка.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Какие ваши дальнейшие действия? (Потренироваться.)

Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.

1. Работа у доски фронтально с объяснением первого слова рифмовки.

2. Ученики работают в парах по очереди, применяя алгоритм, проговаривая правило друг другу шепотом.

Образец: произношу слово щука. Есть опасное место - буквосочетание щу. Применяю правило: "чу - щу пишу с у", пишу в слове щука щу с буквой у.

Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило? (Написать самостоятельную работу.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На парте у каждого лежат карточки. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Учащиеся работают самостоятельно.

Закончили выполнение работы? (Да.)

Какой следующий шаг? (Проверить самостоятельную работу.)

Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.

Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?

Встаньте те, у кого 20 плюсов.

А теперь - у кого 19-17 плюсов.

Молодцы!

У кого ошибки? (:)

Что не получилось? (:)

Где ошибка? (:)

Почему она возникла? (:

Физкультминутка.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие, если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять, грамотное письмо необходимо для общения.)

Где можем применять полученные знания? (При выполнении упражнений.)

Хорошо! Давайте поработаем с упражнением №176 на с.107.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Молодцы! С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями чу -щу. )

Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями чу -щу. )

Достигли цели? (Да.)

Как пишутся буквосочетания чу - щу? (Буквосочетания чу -щу надо писать с буквой у. )

Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями чу - щу - повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения - желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают затруднения - зеленое.

Учащиеся вешают яблоки разного цвета.

Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!

У кого созрели красные яблоки - дома сочинить рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и зеленые - вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение № 177 из учебника.

Учитель : Фасгиева Галина Тагировна

УМК : «Перспектива»

Тема урока : «Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и умений.

Форма проведения : урок-игра.

Цель : закрепить навык правописания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Задачи урока:

    закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, обобщить знания учащихся по данной теме;

    способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности;

    развивать орфографическую зоркость учащихся;

    воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты

Метапредметные

Планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям.

Наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные

Различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения.

Грамотно писать слова с орфограммой «Гласные после шипящих»

Личностные

Осознание собственных достижений при освоении учебной темы; позитивное отношение к результатам обучения.

Оборудование : Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык», интерактивная доска, интерактивная энциклопедия по русскому языку, листы с заданиями, листы для рисунков, М.Ю. Полникова «Дидактическая тетрадь по русскому языку», цветные карандаши, фломастеры, фишки.

Ход урока

    Этап мотивации к учебной деятельности.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
Улыбнулись и присели.

2. Актуализация опорных знаний.

Ребята, сегодня наш урок мы начнём со стихов.

Учащиеся читают стихи.

    В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

    В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

    В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Правильно, о правописании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Урок у нас сегодня необычный, а называется он «Клуб весёлых и находчивых» (КВН)

Вам необходимо разделиться на две команды, выбрать капитанов и придумать название своим командам. Далее каждая команда получает задания и выполняет их (ребята сами выбирают себе задания, а также помогают в команде друг другу)

Оценивать конкурсы и выставлять баллы будут жюри. Побеждает команда, получившая наибольшее количество баллов.

Итак, мы начинаем нашу игру, желаю всем успехов!

На доске появляется слайд.

Конкурсы.

    Конкурс «Капитанов»

Капитанам нужно правильно произнести скороговорку.

1 команда

В кустах душистого жасмина

Живёт ежиха Жозефина.

2 команда

Среди душистой травушки

Сидит пушистый заюшка.

    Конкурс «Нарисуй скороговорку»

Капитаны отдают командам свои скороговорки и ребята рисуют к ним рисунки.

Пальчиковая гимнастика.

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте трубочки,
Разомните пальчики!

Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится,
Трубка наша загорится!

Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.

Вот за партами ребята
Расшалились, как котята:
Парты пальчиками трут,
Словно лапками скребут.

В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.

Раз огромный крокодил
Табуретку проглотил.
А теперь разинул пасть:
Как бы парте не пропасть!

    Конкурс «Ошибки Незнайки!»

Ребята получают листы с текстом и исправляют ошибки.

Жыл я рядом с лесом и гулял в лесной чяще.

Разрослись там вшырь кусты шыповника.

Укололся я о шыпы и упал как чюрбан.

Смотрю, в кустах – хижына!

Сощюрил я глаз и увидел в окне свечю.

Но на свет не пошёл – вдруг там жывёт чюдовище!

    Конкурс «Допиши слово или отгадку»

Условие - в словах должны быть орфограммы жи-ши, чу-щу или ча-ща.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _ _ .

***
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни _ _ _ .

***
Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте _ _ .
***
По полям бегут ручьи,
На дорогах …
Скоро выйдут муравьи
После зимней _ _.
***
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Это _ _ _)

***
Белые горошки
На зеленой ножке. (Это _ _)

***
Клубок, да не пуш_стый.
Колючий, да ерш_стый. (Это _)

Идут, бегут, а с места не сойдут. (Это _ _)

    Конкурс «Один - много»

Напиши слова во множественном числе.

Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.

Музыкальная физкультминутка «Утренняя гимнастика с Серебрянкой»

    Конкурс «Допиши слова»

Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма "жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Коровы - м________, птецы - п__________, змея- ш__________, сычи - кр__________, кузнечики -тр__________, дятлы - ст________.

    Конкурс «Замени слова»

Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой "жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Ароматный чай - д_____________ чай,

просторные улицы - ш_____________ улицы,

толстый кот - ж____________ кот,

мохнатые ели - п_____________ ели,

огромные лужи -б ___________ лужи,

прекрасный малыш - заме____ый малыш,

    Конкурс «Кто быстрее!»

Интерактивная энциклопедия по русскому языку для начальной школы. Вставить пропущенные буквы в слова.

    Конкурс «Наша история»

Учебник с.77 упр.113, составить текст по опорным словам.

    Конкурс «Посмотри и напиши»

Дидактическая тетрадь с.21 упражнение 3

Подведение итогов. Рефлексия. Вручение медалей победившей команде.

Что на уроке было самым интересным?
– Что на уроке показалось вам самым трудным?
– Спасибо вам за активное участие, за верные ответы, за хорошую работу на уроке.