Бонифаций viii. Бонифаций VIII: биография Авиньонское пленение пап

Бонифаций VIII (Boniface VIII) (1235-1303), папа римский (1294-1303). Был папским дипломатом (нунцием) и адвокатом, много ездил по свету. Наследовал папе Целестину V. Серьезно конфликтовал с франц. королем Филиппом IV Красивым, оспаривая право гос-ва облагать налогами духовенство. В ответ Филипп велел захватить его в плен (1303). Этот удар ускорил смерть Б. и способствовал переносу Св. престола из Италии в Авиньон, Франция.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Бонифаций VIII

папа римский в 1294-1303 гг. Последний из пап XIII в., пытавшийся на практике осуществлять доктрину верховенства церк. власти над светской. Но полит, ситуация была иной, чем прежде. Вместо феодально-раздробленной Зап. Европы B.VIII пришлось столкнуться с набирающими мощь централизованными государствами - Францией и Англией. Некоторых успехов B.VIII добился в полит, интригах, связанных с борьбой за королев, власть в Германии. Попытка же вмешаться в англо-фр. отношения была неудачной. Готовясь к очередной войне, король Франции Филипп IV и король Англии Эдуард I ввели в своих странах налог на духовенство без согласования с папой, что нарушало сложившуюся в XIII в. практику. Б.VIII ответил буллой «Clericis laicos», в которой запретил светским правителям взимать налоги с духовенства без разрешения папы под угрозой отлучения от церкви. Однако духовенство Франции и Англии предпочло подчиниться своим королям, а не папе, и Б.VIII не решился применить отлучение.

Новый толчок амбициям Б.VIII Дало проведение в 1300 г. первого юбилейного года , когда в Рим съехалось более 2 млн. паломников. Конфликт с фр. королем снова разгорелся после того, как королев, чиновники арестовали и посадили в тюрьму одного из епископов, не позволив ему, как было принято в таких случаях, обратиться к церк. суду. В 1302 г. появилась папская булла «Unam Sanctam», где БVIII наиболее полно изложил свою концепцию верховенства власти папы над любой светской властью. Там была сформулирована теория «двух мечей»: папа держит в своих руках два меча, один из которых символизирует духовную, а другой - светскую власть. По утверждению БVIII, короли должны служить церкви по первому приказанию папы, который имеет право карать светскую власть за любую ошибку, а папа не подчиняется никому из людей. В ответ Филипп IV созвал Генеральные штаты (где участвовало и духовенство), которые осудили папу, обвинив его в тяжких преступлениях, в том числе и в ереси, и потребовали, чтобы папа предстал перед судом церк. собора. Для того чтобы такой суд состоялся, Филипп IV послал в Италию своего приближенного Гильома Ногаре с отрядом, чтобы схватить БVIII и доставить его во Францию. Ногаре арестовал папу, избил его, но вывезти не смог - папу отбили его земляки в г. Ананьи. Через месяц оскорбленный престарелый B.VIII скончался.

Это последний из пап XIII в., пытавшийся на практике осуществлять доктрину верховенства церковной власти над светской. Неудачи Бонифация VIII в этой деятельности объясняются прежде всего изменением политической ситуации. Вместо феодально-раздробленной Западной Европы Бонифацию VIII пришлось столкнуться с набирающими мощь централизованными государствами - Францией и Англией.

Некоторых успехов Бонифаций VIII добился в политических интригах, связанных с борьбой за королевскую власть в Германии . Попытка вмешаться в англо-французские отношения оказалась неудачной. Готовясь к очередной войне, король Франции Филипп IV и король Англии Эдуард I ввели в своих странах налог на духовенство без согласования с папой, что нарушало сложившуюся в XIII в. практику. Бонифаций VIII ответил буллой «Clericis laicos», в которой запретил светским правителям взимать налоги с духовенства без разрешения папы под угрозой отлучения от церкви. Однако духовенство Франции и Англии предпочло подчиниться своим королям, а не папе, и Бонифаций VIII не решился применить отлучение.

Новый толчок амбициям Бонифация VIII дало проведение в 1300 г. первого юбилейного года, когда в Рим съехалось более 200 тысяч паломников. Конфликт с французским королём снова разгорелся после того, как королевские чиновники арестовали и посадили в тюрьму одного из епископов, не позволив ему, как было принято в таких случаях, обратиться к церковному суду. В 1302 г. появилась папская булла «Unam Sanctam», где Бонифаций VIII наиболее полно изложил свою концепцию верховенства папы над любой светской властью. Там была сформулирована теория «двух мечей»: папа держит в своих руках два меча, один из которых символизирует духовную, а другой - светскую власть. По утверждению Бонифация VIII, короли должны служить церкви по первому приказанию папы, который имеет право карать светскую власть за любую ошибку, а папа не подчиняется никому из людей. В ответ Филипп IV созвал Генеральные штаты (где участвовало и духовенство), которые осудили папу, обвинив его в тяжких преступлениях, в том числе и в ереси, и потребовали, чтобы папа предстал перед судом церковного собора. Для того, чтобы такой суд состоялся, Филипп IV послал в Италию своего приближённого Гильома Ногаре с отрядом, чтобы схватить Бонифация VIII и доставить его во Францию. Ногаре арестовал папу, избил его, но вывезти не смог - папу отбили его земляки в г. Ананьи. Через месяц оскорблённый престарелый Бонифаций VIII скончался.

Поражение Бонифация VIII в борьбе с могущественным королём Франции означало крах политических амбиций папства. Наступил период авиньонского пленения пап, когда те были марионетками в руках французской монархии.

В литературе

Данте был непримиримым врагом Бонифация VIII. В этом недостойном папе он видел ненавистника вольной Флоренции и главного виновника своего изгнания. Он хулит его устами Чакко (А., VI, 69), Николая III (ст. 55-57), Гвидо да Монтефельтро (А., XXVII, 70-111), Бонавентуры (Р., XII, 90), Каччагвиды (Р., XVII, 49-51), апостола Петра (Р., XXVII, 22-27) и Беатриче (Р., XXX, 148). Данте помещает Бонифация в восьмой круг ада как симониста.

Упоминается Бонифаций VIII и в «Декамероне» Боккаччо (вторая новелла десятого дня), а также в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле среди других пап, королей и императоров, которые влачат жалкое существование в аду (вторая книга, эпизод со смертью и воскрешением Эпистемона).

Библиография

  • Лозинский С. Г. История папства. М., 1986
  • Documents of the Christian Church. London, Oxford, New York, 1967

Это последний из пап XIII в., пытавшийся на практике осуществлять доктрину верховенства церковной власти над светской. Неудачи Бонифация VIII в этой деятельности объясняются прежде всего изменением политической ситуации. Вместо феодально-раздробленной Западной Европы Бонифацию VIII пришлось столкнуться с набирающими мощь централизованными государствами - Францией и Англией.Некоторых успехов Бонифаций VIII добился в политических интригах, связанных с борьбой за королевскую власть в Германии. Попытка вмешаться в англо-французские отношения оказалась неудачной. Готовясь к очередной войне, король Франции Филипп IV и король Англии Эдуард I ввели в своих странах налог на духовенство без согласования с папой, что нарушало сложившуюся в XIII в. практику. Бонифаций VIII ответил буллой «Clericis laicos», в которой запретил светским правителям взимать налоги с духовенства без разрешения папы под угрозой отлучения от церкви. Однако духовенство Франции и Англии предпочло подчиниться своим королям, а не папе, и Бонифаций VIII не решился применить отлучение.Office #5 Новый толчок амбициям Бонифация VIII дало проведение в 1300 г. первого юбилейного года, когда в Рим съехалось более 200 тысяч паломников. Конфликт с французским королём снова разгорелся после того, как королевские чиновники арестовали и посадили в тюрьму одного из епископов, не позволив ему, как было принято в таких случаях, обратиться к церковному суду. В 1302 г. появилась папская булла «Unam Sanctam», где Бонифаций VIII наиболее полно изложил свою концепцию верховенства папы над любой светской властью. Там была сформулирована теория «двух мечей»: папа держит в своих руках два меча, один из которых символизирует духовную, а другой - светскую власть. По утверждению Бонифация VIII, короли должны служить церкви по первому приказанию папы, который имеет право карать светскую власть за любую ошибку, а папа не подчиняется никому из людей. В ответ Филипп IV созвал Генеральные штаты (где участвовало и духовенство), которые осудили папу, обвинив его в тяжких преступлениях, в том числе и в ереси, и потребовали, чтобы папа предстал перед судом церковного собора. Для того, чтобы такой суд состоялся, Филипп IV послал в Италию своего приближённого Гильома Ногаре с отрядом, чтобы схватить Бонифация VIII и доставить его во Францию. Ногаре арестовал папу, избил его, но вывезти не смог - папу отбили его земляки в г. Ананьи. Через месяц оскорблённый престарелый Бонифаций VIII скончался.Поражение Бонифация VIII в борьбе с могущественным королём Франции означало крах политических амбиций папства. Наступил период авиньонского пленения пап, когда те были марионетками в руках французской монархии.Данте был непримиримым врагом Бонифация VIII. В этом недостойном папе он видел ненавистника вольной Флоренции и главного виновника своего изгнания. Он хулит его устами Чакко (А., VI, 69), Николая III (ст. 55-57), Гвидо да Монтефельтро (А., XXVII, 70-111), Бонавентуры (Р., XII, 90), Каччагвиды (Р., XVII, 49-51), апостола Петра (Р., XXVII, 22-27) и Беатриче (Р., XXX, 148). Данте помещает Бонифация в восьмой круг ада как симониста.Упоминается Бонифаций VIII и в «Декамероне» Боккаччо (вторая новелла десятого дня), а также в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле среди других пап, королей и императоров, которые влачат жалкое существование в аду (вторая книга, эпизод со смертью и воскрешением Эпистемона).

XIV и XV столетия в истории католицизма были временем упадка и разложения. Папство переживало тогда один из самых сильных кризисов, какие только были в его истории. Нравы духовенства тоже очень испортились и стали вызывать совершенно справедливые нарекания. В обществе громко заговорили тогда о порче церкви в главе и членах, и начали создаваться планы церковной реформы, видевшие в папстве весь корень зла. С другой стороны, те силы, которые прежде были, так сказать, придавлены могуществом средневековой церкви, теперь получили значительное развитие и обнаружили стремление к освобождению от папской и монашеской опеки. Такими силами были новое государство, выраставшее на развалинах феодализма, и светское образование, которое в XIV и XV вв. сделало уже очень значительные успехи.

199. Папа Бонифаций VIII

В самые последние годы XIII и первые годы XIV вв. на папском престоле сидел Бонифаций VIII (1294 – 1303), говоривший и действовавший по примеру самых знаменитых своих предшественников, Григория VII и Иннокентия III. Человек высокомерный и властолюбивый, он отличался страшною самонадеянностью и совсем не видел, что в его время общие политические отношения и настроение общества были уже далеко не те, какими они были за век перед ним. Внешнего блеска у папства оставалось еще много, и Бонифаций VIII даже его увеличил, привлекши в Рим в 1300 г. сотни тысяч богомольцев объявлением юбилейного года католической церкви с отпущением грехов за посещение святынь Рима, но собственно внутренняя сила папства исчезла. Бонифацию VIII удалось смирить только немецкого короля Альбрехта Австрийского, который за свое признание папою поступился даже всеми прежними правами империи. Зато государи других стран не обнаруживали большого желания повиноваться папе. Самое упорное сопротивление оказал Бонифацию VIII французский, король Филипп IV Красивый (1285–1314).

200. Спор Бонифация VIII с Филиппом IV

Епископы Англии и Франции пожаловались Бонифацию VIII на своих королей, облагавших духовных лиц податями. Тогда папа издал буллу, в которой пригрозил отлучением от церкви за обложение духовенства без папского на то согласия. Английский король (Эдуард I), в других случаях действовавший самостоятельно, не счел нужным спорить, но Филипп Красивый ответил на папскую буллу запрещением вывоза из Франции драгоценных металлов и, следовательно, всех денег, которые шли из этой страны в папскую казну. Но это было лишь началом спора. Во время борьбы папа и король обменялись посланиями, в которых наговорили друг другу дерзостей. Бонифаций VIII созвал в Риме против Филиппа IV церковный собор, но и французский король собрал государственные чины Франции, т. е. сейм из прелатов, сеньоров и городских властей (генеральные штаты 1302 г.), которые заявили, что в светских делах они подчинены лишь королю, а сам он – только одному Богу. Разгневанный таким оборотом дела. Бонифаций VIII отлучил тогда Филиппа IV от церкви и объявил его лишенным престола. После этого и король прибег к крайней мере. Он послал в Италию своего канцлера (Ногаре) с поручением захватить папу и привезти его во Францию. Королевский по сланец с помощью одной враждебной папе римской аристократической фамилии (Колонна) напал на Бонифация VIII в его замке (Ананьи) и взял его в плен. Придание прибавляет, будто при этом папа претерпел и оскорбление действием (удар по лицу железной перчаткой). Правда, сторонники папы скоро его освободили и отвезли в Рим, но гордый старик был не в силах пережить такого унижения и скоро умер.

201. Авиньонское пленение пап

Победа Филиппа IV Красивого над папством выразилась главным образом в том, что один из преемников Бонифация VIII, Климент V , по желанию этого короля переселился во Францию и выбрал для жительства южнофранцузский город Авиньон , перешедший к папскому престолу (1305). Продолжая заявлять прежние папские притязания по отношению к другим государям, Климент V надолго подчинил папство французской политике, что, конечно, заставило многих из этих государей стать в неприязненные отношения к папству. В Авиньоне паны прожили около семидесяти лет, и это время получило название вавилонского пленения католической церкви. Авиньон сделался для церкви «Вавилоном» и в том отношении, что папский двор (курия) превратился в вертеп самой порочной жизни . Авиньонские папы XIV в. более всего хлопотали об умножении своих доходов, ради чего придумывали новые поборы и даже открыто занимались торговлею церковными местами. Это роняло папство и в нравственном отношении и, конечно, усилило оппозицию, вызывавшуюся притязаниями пап: их недостойное поведение возмущало всех порядочных людей.

скачать

Реферат на тему:

Бонифаций VIII



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 В литературе
  • 3 Библиография
  • Примечания

Введение

Бонифаций VIII (лат. Bonifatius PP. VIII , в миру - Бенедетто Каэтани , итал. Benedetto Caetani ); ок. 1235 - 11 октября 1303) - папа римский с 24 декабря 1294 по 11 октября 1303.


1. Биография

Это последний из пап XIII в., пытавшийся на практике осуществлять доктрину верховенства церковной власти над светской. Неудачи Бонифация VIII в этой деятельности объясняются прежде всего изменением политической ситуации. Вместо феодально-раздробленной Западной Европы Бонифацию VIII пришлось столкнуться с набирающими мощь централизованными государствами - Францией и Англией.

Некоторых успехов Бонифаций VIII добился в политических интригах, связанных с борьбой за королевскую власть в Германии. Попытка вмешаться в англо-французские отношения оказалась неудачной. Готовясь к очередной войне, король Франции Филипп IV и король Англии Эдуард I ввели в своих странах налог на духовенство без согласования с папой, что нарушало сложившуюся в XIII в. практику. Бонифаций VIII ответил буллой «Clericis laicos », в которой запретил светским правителям взимать налоги с духовенства без разрешения папы под угрозой отлучения от церкви. Однако духовенство Франции и Англии предпочло подчиниться своим королям, а не папе, и Бонифаций VIII не решился применить отлучение.

Новый толчок амбициям Бонифация VIII дало проведение в 1300 г. первого юбилейного года, когда в Рим съехалось более 200 тысяч паломников. Конфликт с французским королём снова разгорелся после того, как королевские чиновники арестовали и посадили в тюрьму одного из епископов, не позволив ему, как было принято в таких случаях, обратиться к церковному суду. В 1302 г. появилась папская булла «Unam Sanctam », где Бонифаций VIII наиболее полно изложил свою концепцию верховенства папы над любой светской властью. Там была сформулирована теория «двух мечей» : папа держит в своих руках два меча, один из которых символизирует духовную, а другой - светскую власть. По утверждению Бонифация VIII, короли должны служить церкви по первому приказанию папы, который имеет право карать светскую власть за любую ошибку, а папа не подчиняется никому из людей. В ответ Филипп IV созвал Генеральные штаты (где участвовало и духовенство), которые осудили папу, обвинив его в тяжких преступлениях, в том числе и в ереси, и потребовали, чтобы папа предстал перед судом церковного собора. Для того, чтобы такой суд состоялся, Филипп IV послал в Италию своего приближённого Гильома Ногаре с отрядом, чтобы схватить Бонифация VIII и доставить его во Францию. Ногаре арестовал папу, избил его, но вывезти не смог - папу отбили его земляки в г. Ананьи. Через месяц оскорблённый престарелый Бонифаций VIII скончался.

Поражение Бонифация VIII в борьбе с могущественным королём Франции означало крах политических амбиций папства. Наступил период авиньонского пленения пап, когда те были марионетками в руках французской монархии.


2. В литературе

Данте был непримиримым врагом Бонифация VIII. В этом недостойном папе он видел ненавистника вольной Флоренции и главного виновника своего изгнания. Он хулит его устами Чакко (А., VI, 69), Николая III (ст. 55-57), Гвидо да Монтефельтро (А., XXVII, 70-111), Бонавентуры (Р., XII, 90), Каччагвиды (Р., XVII, 49-51), апостола Петра (Р., XXVII, 22-27) и Беатриче (Р., XXX, 148). Данте помещает Бонифация в восьмой круг ада как симониста.


3. Библиография

  • Лозинский С. Г. История папства. М., 1986
  • Documents of the Christian Church. London, Oxford, New York, 1967

Примечания

  1. Лео Таксиль. Священный вертеп - lib.ru/HRISTIAN/ATH/TAKSIL/sacredde.txt
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 06:44:14
Похожие рефераты: Бонифаций IV (папа римский) , Бонифаций III (папа римский) , Бонифаций IX (папа римский) ,