Анализ сказки Гофмана Э. "Щелкунчик и мышиный король". Финал сказки. в волшебной стране Дядя и племянник

В немецком романтизме трудно найти более противоречивого художника, чем Гофман. Юрист, композитор, музыкальный критик, карикатурист, писатель, Эрнст Теодор Амадей Гофман известен своими романтическими, фантастическими и сказочными, часто страшными историями. Сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», опубликованная в 1816 году, светлая и праздничная.

Елка

24 декабря под Рождество детям советника Штальбаума - Мари и Фрицу - было строго запрещено входить в комнату с елкой. Фриц, когда совсем стемнело, видел, как в комнаты тайно пробежал маленький человек, который держал большой ящик. Мари захлопала в ладоши, и дети стали строить предположения, что на этот раз подарит им крестный Дроссельмейер. Фриц мечтал о солдатиках, а Мари - о прекрасном озере с лебедями. Но Фриц практично сказал, что ему больше нравятся игрушки родителей, потому что в них можно играть, а подарки крестного взрослые убирают, чтобы дети их не сломали. Так начинает сказку Гофман. «Щелкунчик и мышиный король», краткое содержание которого покажет, что события пойдут совсем небезмятежно, будет рассмотрен нами далее.

Подарки

Вечером для детей двери распахнулись, и перед ними засияла елка, вся увешанная игрушками.

Там были куклы, гусары и новое платье, которое Мари непременно хотелось надеть, и конь, на котором уже скакал Фриц. Но вот детей торжественно подвели к столу, на котором стоял замок, смастеренный Дроссельмейером. А детям быстро стало скучно: куклы все время повторяли одни и те же движения. Они вернулись к своим подаркам. И тут Мари увидела Щелкунчика, который ей показался просто замечательным.

Отец объяснил ей, что человечек разгрызает орехи. Мари стала выбирать самые маленькие, чтобы не сломать его, но Фриц выбрал самый крепкий и большой орех - крак, и три зуба у Щелкучика сломались. Мари завернула беднягу в платок и стала баюкать.

Так продолжает повествование Гофман. «Щелкунчик и мышиный король» (краткое содержание) повествует о том, что надо просто уметь любить и заботиться и никого не обижать.

Чудеса

Перед сном, а уже приближалась полночь, дети убрали игрушки в шкаф со стеклянными дверцами. Фриц быстро ушел спать, а Мари попросила разрешения задержаться еще немного. Она аккуратно уложила Щелкунчика в кроватку и переставила ее на полку Фрица, к гусарам. И вдруг по всей комнате началось тихое шуршание и перешептывание. Часы ожили и пробили двенадцать ударов глухо и хрипло. Мари струсила, когда увидела, что на часах рядом с совой сидит Дроссельмейер. И отовсюду послышалось хихиканье, беготня и топот, а из-под пола из всех щелей вылезли мыши со светящимися глазами. Это были несметные полчища, которые выстроились в строгом порядке. А у ног Мари, пробив пол, вылезла огромная мышь с семью головами, на которых были золотые короны. Это продолжает сказку Гофман. «Щелкунчик и мышиный король» (краткоесодержание нами рассматривается) становится все напряженнее в плане сюжета. Мари очень испугалась, но услышала за спиной приказ строиться взводу.

По команде Щелкучика, который был очень красив и весь сверкал, все куклы пошли в бой за победой.

Битва

Все полки выступили вперед, пушкари стреляли. В мышей летели драже и пряники. Но мыши все наступали. Обе армии ожесточенно бились. У мышей появлялись все новые и новые силы. Армия Щелкунчика отступила к дивану. В его плащ вцепились мыши, и к нему подскочил мышиный король. Положение было критическое. Мари попала в мышиного короля, бросив в него свою туфельку, и упала в обморок. Сказка (Гофман) «Щелкунчик имышиный король», краткое содержание здесь излагается, заставляет задуматься, о чем она?

Болезнь

Утром Мари очнулась в своей кроватке, и все ее рассказы о великой битве между куклами и мышами приняли за вздор и болезнь.

Ее навестил крестный и принес Щелкунчика, которого он исправил, и рассказал сказку, как родилась прелестная принцесса по имени Пирлипат, которую охраняло много нянечек. В честь рождения принцессы был устроен пир, на который без приглашения явилась королева Мышильда и съела все сало, предназначенное для изготовления колбас. Дроссельмейер при помощи машинок обещал навсегда изгнать Мышильду из дворца. Многие родственники мышиной королевы в них погибли, и она пообещала отомстить за них. Мышильда пробралась в кроватку принцессы и - о ужас! - изуродовала красавицу. Рот у нее стал ко всему прочему огромным, и она все время щелкала орехи. Чтобы вернуть ей былой облик, надо было разгрызть и съесть орех Кракатук.

Но прежде его надо было найти. Племянник Дроссельмейера не только нашел этот орешек, но и разгрыз его, и принцесса, съев ядрышко, стала красавицей. Но сам молодой человек превратился в Щелкунчика. Мышильда умерла, но у нее остался семиголовый сын. Если ее уничтожит Щелкунчик и его полюбит прекрасная дама, то он снова станет пригожим молодым человеком. Содержание книги«Щелкунчик и мышиный король» призывает думать о многих препятствиях на пути того, кто хочет стать человеком.

Победа

А мыши по ночам вели себя нахально. Они грызли игрушки и книжки Мари. Как-то ночью мышиный король забрался на плечо девочки. Но Щелкунчик с помощью Мари раздобыл саблю, которой уничтожил злого мышиного короля, и преподнес Мари все его короны. Через кукольный шкаф по лисьей шубе Щелкунчик привел Мари в волшебную Страну Сладостей. Там был и Леденцовый луг, и Апельсиновый ручей, и Розовое озеро, через которое дельфины доставили Мари и Щелкунчика в столицу - Конфетенбург. Это действительно волшебная добрая история - содержание сказки «Щелкунчик и Мышиный король» Гофмана.

Утро

Мари никто не поверил, что она побывала в Марципановом замке и насмотрелась всяческих чудес. Про короны крестный сказал, что это его давний подарок Мари. А затем появился складный и приятный племянник крестного, который подарил Фрицу новую саблю, а Мари - уколок. Он признался Мари, что он уже не Щелкучик, и предложил ей уехать в его страну. Через год он увез ее в государство, полное чудес и диковинок.

На этом заканчивается сказка и ее краткий пересказ. «Щелкунчик и мышиный король», Гофманом написанный, задает нам множество вопросов, например, о том, почему, будучи детьми, все радуются и горюют непосредственно и куда это все потом исчезает.

Двадцать четвёртого декабря Фриц и Мари – дети советника медицины Штальбаума сидят в спальне в ожидании рождественских подарков, устанавливаемых вместе с ёлкой в проходной комнате. Девочка с нетерпением ждёт чудесного презента от крёстного – старшего советника суда Дроссельмейера, который каждый год мастерит очередную необычную игрушку, но понимает, что подарки от мамы и папы – лучше, так как их не забирают сразу же после праздника. Старшая сестра Луиза уверяет малышей, что младенец Христос позаботится о том, чтобы им подарили самые желанные игрушки.

Подарки

Под большой, великолепно украшенной ёлкой Мари находит множество нарядных кукол, игрушечную посуду и шёлковое платье. Фриц получает на Рождество нового гнедого коня и эскадрон гусар. Крёстный Дроссельмейер дарит детям чудесный замок с движущимися кавалерами, дамами и маленьким старшим советником суда. Дети какое-то время наблюдают за игрушкой, но потом она им надоедает.

Любимец

Мари замечает под ёлкой скромно стоящего щегольского вида человечка, купленного отцом для разгрызания орехов. Она берёт его под свою опеку, кладя ему в рот самые маленькие орешки. Фриц, напротив, заставляет Щелкунчика разгрызать только твёрдые и большие орехи, что приводит к выпадению трёх зубов и отвисанию нижней челюсти игрушки. Мари прячет больного от Фрица в свой носовой платок. Отец запрещает мальчику прикасаться к Щелкунчику. Девочка подвязывает пострадавшую челюсть Щелкунчика белой ленточкой со своего платья и весь вечер баюкает раненого.

Чудеса

В кукольной комнате на нижней полке стоящего в гостиной стеклянного шкафа Мари устраивает чаепитие с новой куклой по имени Клерхен. Когда родители и Фриц уходят спать, она просит новую игрушку уступить место в кровати больному Щелкунчику. В двенадцать в гостиной начинается тихое шушуканье. Настенные часы хрипят. Мари видит на них вместо совы крёстного Дроссельмейера. В комнате появляются мыши. Из-под пола вылезает Мышиный король – огромная мышь с семью головами, каждая из которых украшена маленькой светящейся короной. Мышиное войско идёт на прижавшуюся к стеклянному шкафу девочку. Левым локтем Мари разбивает дверцу. Мыши разбегаются по норам. Шкаф начинает светиться. В нём начинается суета. Щелкунчик призывает своих верных сторонников на бой с мышами. Клерхен ловит его в свои объятия и просит воздержаться от битвы до полного выздоровления. Щелкунчик отказывается от предложенного куклой кушака, указав на ленточку, подаренную ему Мари.

Битва

Щелкунчик приказывает барабанщику бить общее наступление. Войска Фрица выступают в поход. Панталоне назначается генералом. Мыши несут потери от сахарного драже и круглых пряничков и обстреливают неприятеля серебряными пилюльками. Когда они начинают одерживать победу, Щелкунчик командует отступление на правом фланге. Левый фланг, состоящий из куколок с сюрпризом, со временем тоже начинает нести потери. Резерв из гномов быстро сдаётся – мыши перегрызают им ноги. Клерхен и Трудхен падают в обморок. Когда два вражеских стрелка вцепляются в плащ Щелкунчика, а Мышиный король нацеливает на него семь своих голов, Мари снимает с левой ноги туфельку и кидает её в последнего. Мыши разбегаются. Девочка теряет сознание.

Болезнь

Мари приходит в себя в постельке. Комнату заливает яркое солнце. Рядом с собой девочка обнаруживает хирурга Вендельштерна. Мама ругает Мари за своеволие и рассказывает о том, как нашла её, истекающую кровью, в полночь среди разбросанных игрушек, с Щелкунчиком в левой руке и без одной туфельки. Советник медицины и хирург Вендельштерн считают историю девочке о битве между мышами и игрушечными солдатиками – горячкой, вызванной раной.

Несколько дней Мари проводит в постели. Мама читает ей по вечерам сказки. Как-то раз девочку навещает крёстный Дроссельмейер. Мари обвиняет его в том, что он, будучи совой, заглушил часы и позвал в гостиную Мышиного короля. Старший советник суда поёт крестнице песенку часовщика и отдаёт вылеченного Щелкунчика. Он просит Мари не волноваться из-за мышей и предлагает рассказать сказку.

Сказка о твёрдом орехе

Маленькая принцесса Пирлипат была очень красивой девочкой – любимицей родителей и всего королевского двора. По приказу королевы колыбельку малышки охраняли шесть нянюшек с котами, которых наказано было гладить всю ночь напролёт, чтобы те мурлыкали. Как-то раз во дворце был устроен праздник с турнирами, пиршествами и балами, на который съехались все окрестные короли и принцы. Королева лично занялась изготовление колбас – любимого лакомства короля. Живущая во дворце Мышильда попросила у неё сальца. Королева согласилась угостить «сестрицу» по званию, но мышь привела с собой многочисленную родню, которая чуть не съела всё сало. Обер-гофмейстерина прогнала незваных гостей. На колбасном пиру король, не нашедший достаточного количества сала в колбасе, впал в тоску. Королева бросилась ему в ноги и рассказала о Мышильде. Король решил отомстить: он отнял у королевы мышей её владения и приказал придворному чудодею и часовых дел мастеру Дроссельмейеру найти способ окончательно изгнать наглую тварь из дворца. Последний придумал искусные машинки, в которые попались семь сыновей и многочисленная родня Мышильды. Королева мышей в горе покинула дворец, но перед этим угрожала загрызть принцессу.

Продолжение сказки о твёрдом орехе

В одну из ночей, когда все няньки и коты заснули, Мышильда превратила прекрасную принцессу в уродину. Дроссельмейеру было приказано в течение месяца вернуть Пирлипат прежний облик. Вместе со своим другом придворным звездочётом он выяснил, что это можно сделать с помощью ядрышка ореха Кракатук, который должен быть преподнесён принцессе особым образом – молодым человеком, никогда не брившемся и не носившем сапог.

Конец сказке о твёрдом орехе

Пятнадцать лет странствовали по миру Дроссельмейер и звездочёт в поисках ореха Краткатук. Стосковавшись по родному Нюрнбергу, они вернулись домой. Двоюродный брат Дроссельмейера – игрушечный мастер Кристоф Захариус обнаружил у себя в мастерской нужный предмет. Его сын Красавчик Щелкунчик расколдовал принцессу Пирлипат, но на седьмом шаге споткнулся о Мышильду и превратился в уродливую игрушку. Пирлипат отказалась выходить замуж за Щелкунчика. Дроссельмейер и звездочёт были изгнаны из Нюрнберга.

Дядя и племянник

Мари принимает рассказанную крёстным сказку всерьёз.

Победа

Мышиный король шантажирует Мари. В начале девочка отдаёт ему своё драже и марципан, затем хорошеньких сахарных куколок. Фриц предлагает взять у булочника на ночь кота, отец – поставить мышеловку. Мышиный король требует от Мари книжки с картинками и новое рождественское платье. Девочка жалуется Щелкунчику, что скоро ей нечего будет отдать шантажисту, кроме себя самой. Игрушка оживает, просит достать ей саблю и ни о чём не тревожиться. На следующую ночь Щелкунчик убивает Мышиного короля и преподносит Мари семь золотых корон.

Кукольное царство

Щелкунчик обещает показать Мари много диковинок. Он ведёт девочку к старому платяному шкафу. По лисьей шубе отца она попадает на Леденцовый луг. Через Миндально-Изюмные ворота, сквозь Рождественский лес с сахарными пастушками и пастушками, вдоль Апельсинного ручья, впадающего в Лимонадную реку, вливающуюся в озеро Миндального молока, мимо Пряничного села, расположенного около Медовой реки, через Конфетенхаузен Мари и Щелкунчик приходят к Розовому озеру.

Столица

Через Цукатную рощу герои попадают в Конфетенбург. В Марципановом замке Мари принимают четыре прекрасные принцессы. Девочка помогает сёстрам Щелкунчика толочь карамельки в золотой ступке и засыпает.

Заключение

Родители смеются над сном дочери. В качестве доказательства своей правоты Мари показывает семь корон Мышиного короля. Родители ругают дочь и просят сказать, где она их взяла? Крёстный Дроссельмейер выручает девочку, сказав, что это его подарок на её двухлетие. Как-то раз Мари признаётся крёстному, что ни за что не отвергла бы Щелкунчика из-за его уродства. Раздаётся треск. Девочка падает со стула. В доме Штальбаумов появляется племянник Дроссельмейера. Он делает Мари предложение и через год увозит её в Кукольное королевство.

Страницы учебника: 141-155.

Цели : исследовать особенности волшебного мира, нарисованного писателем, обратить внимание на то, как герои преодолевают границу миров; продолжить наблюдение за характером главной героини; обсудить идею сказки.

Оборудование: аудиозапись музыкальных фрагментов из балетаП. И. Чайковского «Щелкунчик»; конфеты; выставка рисунков к сказке «Щелкунчик».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока.

Вы перевернули последнюю страницу сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король». Герои этой сказки стали вам близки и дороги. Ожидали вы подобного финала сказки?

III. Работа по теме урока.

Сравните финал в народной сказке (свадьба, воцарение) с последними событиями повести-сказки Гофмана. (Как это принято в волшебных сказках, «и Мари тут же стала невестой племянника Дроссельмейера. Рассказывают, что через год он увез ее в золотой карете, запряженной серебряными лошадьми, что на свадьбе у них плясали двадцать две тысячи нарядных кукол, сверкающих бриллиантами и жемчугом...». Финал волшебной сказки традиционный - свадьба.)

Почему в семье Мари прозвали «маленькой мечтательницей»? (Мари рассказала о своем ночном приключении - путешествии в Кукольное царство, но домашние не поверили ни одному ее слову, они даже посмеялись над ней, а отец назвал лгуньей; только вмешательство крестного спасло девочку от незаслуженного наказания. С тех пор «говорить о своем приключении Мари больше не смела, но волшебные образы сказочной страны не оставляли ее... Она видела все снова, как только начинала об этом думать, и, вместо того чтобы играть, как бывало раньше, могла часами сидеть смирно и тихо, уйдя в себя, - вот почему все теперь ее звали маленькой мечтательницей».)

Связано ли как-нибудь неожиданное появление племянника крестного Дроссельмейера в гостях у Штальбаумов с тем признанием, которое Мари сделала Щелкунчику? (Конечно. Ведь именно после того, как Мари сделала свое признание («Ах, милый господин Дроссельмейер, если бы вы на самом деле жили, я не отвергла бы вас, как принцесса Пирлипат, за то, что из-за меня вы потеряли свою красоту!»), раздался такой грохот и треск, что она потеряла сознание. Более того, сразу же после этого, можно сказать, немедленно, в доме появляется племянник крестного Дроссельмейера. И наконец, племянник крестного Дроссельмейера в разговоре с Мари демонстрирует знание всех обстоятельств, связанных с историей Щелкунчика, то есть обнаруживает, что именно он и есть Щелкунчик.)

Случайно ли племянник Дроссельмейера сделал Мари и Фрицу именно такие подарки? (Своими подарками племянник крестного Дроссельмейера демонстрирует, во-первых, то, что он хорошо знает все перипетии рождественской истории в доме Штальбаумов, а во-вторых, компенсирует детям их утраты, все то, чем они ради него пожертвовали: он возвращает марципан и сахарные куколки Мари и саблю Фрицу.)

Случайно ли то, что крестный все время чинит часы, которые выходят из строя? (Крестный Мари - это дядя молодого Дроссельмейера, то есть Щелкунчика. Он как бы стоит между ним и ею. Будучи чудодеем, он по-своему старается помочь своему племяннику, для которого время остановилось в момент заклятия, и живой человек превратился в деревянную куклу. Дядя постоянно чинит часы, но это никак не отражается на Щелкунчике: часы его жизни остановились, и запустить их механически невозможно. Щелкунчик в силу заклятия стал куклой. И эта кукла теперь ждет своего времени: ждет, что родится на свет прекрасная дама, наделенная чутким сердцем и любящей душой, разглядит в деревянном уродце славного и доброго человека, вызволит из деревянного плена его живую душу. Ждать кукла может и вечность: ведь такие люди, как Мари, не часто появляются на свет. Итак, крестный постоянно чинит часы, то есть делает все, что может, чтобы как-то воздействовать на время. Но часы жизни племянника Дроссельмейера может запустить не искусная рука часовщика, а сила чувств любящего сердца, - не искусство, но любовь. Крестный Мари это отлично понимает, он уже говорил девочке: «Тебе дано больше, чем мне и всем нам...»)

Что означает его фраза, обращенная к Мари и ожившему Щелкунчику: «Ступайте, ступайте играть, дети, только смотрите не ссорьтесь. Теперь, когда все часы у меня в порядке, я ничего не имею против!» (После признания, которое делает Мари Щелкунчику (а крестный, как мы помним, в это самое время как раз занимался починкой часов), оказывается, что все часы в доме Штальбаумов в порядке - именно это утверждает сам старший советник суда. Таким образом, именно Мари уничтожает брешь, образовавшуюся во времени: ее признание запускает вновь часы жизни Щелкунчика, который из деревянной игрушки вновь превращается в человека.)

Подумайте, родители Мари могли присутствовать на свадьбе в волшебной стране? А Фриц? А крестный Дроссельмейер? (Конечно, никто из родных не присутствовал на свадьбе. Во-первых, у них не хватает для этого силы воображения, желания верить в сказку о Щелкунчике; во-вторых, мы уже отмечали, что родители Мари не причастны к волшебному миру.)

Как вы понимаете слова автора: «Мари, как говорят, еще и поныне королева в стране, где, если только у тебя есть глаза, ты всюду увидишь... всякие чудеса и диковинки»? Что же это за страна? (Можно смотреть и ничего не видеть. А можно научиться проникать сквозь обыденный облик предметов, обнаруживая их смысл и красоту. Развитая душа, умеющее чувствовать сердце - это то, что позволяет в обыденном видеть прекрасное. «Всякие чудеса и диковинки» окружают нас повсюду: достаточно внимательно рассмотреть цветок или дерево, вглядеться в облака или в течение реки. Равнодушному глазу все окружающее скучно. Человеку с развитым воображением, который жадно вглядывается в окружающий мир, он представляется чудом. Такова Мари - девочка, которая, внимательно вглядываясь в деревянную игрушку, обнаружила в ней живую человеческую душу и сделала все, чтобы спасти эту душу из плена.)

IV. Итог урока.

Мы внимательно вместе с Мари вглядывались в сказочный мир, сопереживали Щелкунчику, не принимали сторону Мышильды и ее семиголового сына, мы даже не поверили родителям Мари, когда они назвали приключения Щелкунчика и Мари выдумками и глупыми шутками. Значит, мир сказки, волшебства, мечты стал нам понятен. Мы можем увидеть необычное в обычном и будничном. Тогда мы можем побывать на празднике Мари и молодого Дроссельмейера.

Учитель гасит свет, зажигает свечи. Звучит музыка П. И. Чайковского «Щелкунчик». Несколько пар заранее подготовленных детей танцуют вальс и раздают всем присутствующим конфеты.

На доске- рисунки к сказке «Щелкунчик».

В Рождество подарков много

Получили Мари с Фрицем.

Эскадрон гусар, конь, платье

И смешной урод Щелкунчик.

На Щелкунчике проклятье

Злой Мышиной Королевы...

Неужели целый век

Будет щелкать он орех?

Кукольный дом королевы Марии является самым крупным, известным и красивым кукольным домом в мире. Он создавался под руководством ведущего британского архитектора Эдвина Лютьенса с 1921 по 1924 год, и включает работы 1500 лучших художников, ремесленников и производителей начала XX века.

Идею домика предложила Мария Луиза, кузина Георга V, мужа королевы Марии. И не смотря на то, что королеве было 57 лет, когда она получила этот подарок, сюрприз пришелся ко двору. Королева Мария была страстным коллекционером миниатюрных безделушек. Прототипом миниатюрного шедевра стал Букингемский дворец.
Многие предметы в Доме Королевы Мэри - точные копии мебели и аксессуаров Виндзорского замка. Детали интерьеров постоянно напоминают, что это не просто богатый дом, но королевская резиденция. В салоне два серебряных трона, стоящие рядом, коллекция кожаных шкатулок для документов с золотым тиснением "The King" на каждой в библиотеке и, конечно, специально оборудованная комната-сейф для хранения королевских драгоценностей

Вы читали короткий рассказ Артура Конан Дойля «How Watson Learned the Trick?» В нём доктор Уотсон пытается применить дедуктивный метод. Но почему же рассказ такой короткий? Все потому, что он предназначался для библиотеки Кукольного домика королевы Марии.

500 слов своего произведения автор собственноручно вписал в миниатюрную книжечку. Специально для миниатюрной библиотеки написали небольшие рассказы и стихи и другие современные авторы Честертон, Киплинг, Моэм, Джозеф Конрад, Вит Сэквилл-Уэст и другие. Только Бернард Шоу отказался сделать вклад в просвещение кукол - не любил он такие чудачества

Все в этом дворце настоящее и действующее. Здесь проведено электричество и водопровод с холодной и горячей водой. Все работает от лифтов, до сливных бочков. В одной из комнат стоит специально сделанная подлинная швейная машинка от «Zinger»; часы от «Cartier» украшают гостиную и показывают точное время; в гараже располагаются подлинные «Rolls-Royce», крошечный граммофон проигрывает пластинки, звучат фортепиано.

В домике также есть гардеробная для королевского платья и миниатюрные королевские регалии с настоящими бриллиантами.

В столовой серебряный столовый сервиз изготовленный фирмой «Garrad», а компания «Webb» изготовила бокалы. В кукольном доме королевы Марии был даже винный погребок. Бутылочки выдувала компания «Whitefriars Glass Co». Вино в бутылочки заполняли женщины, считалось, что у женщин рука тверже. Бутылочки достигали 1,25 см в высоту и были запечатаны пробкой и сургучом, на них наклеены этикетки-копии оригинальных и уменьшенные с помощью микрофотографии.

Винный погреб.

Созданием внушительного винного погреба занималась компания Berry Bros of St James’s, London, созданная в 1698 году. Бизнес этой старейшей английской компании начинался с торговли чаем, кофе и экзотическими специями, позже она стала поставщиком вина Королевского двора и в 1903 году получила свой первый Королевский орден (всего их у компании два) от короля ЭдвардаVII. Не удивительно, что винный погреб кукольного дома - уникальная коллекция, состоящая из более 1200 сортов шампанского, вин, крепкого алкоголя и пива.

Дом оснащен по последнему слову техники того времени. Здесь есть электричество, водопровод, действующие лифты. В гараже шикарные автомобили Daimler limousine, Rolls Royce, и Silver Ghost s1923 года - шикарный семиместный лимузин с действующими двигателями.

Интерьеры королевского дома украшены Королевским Гербом Великобритании. Один из самых шикарных - в изголовье кровати в спальне короля.

Гербовой щит готической формы, опоясан подвязочной лентой и вышитым на ней девизом ордена Подвязки "Honi soit y mal y pense" (фр. "Позор тому, кто дурно об этом подумает“) с двух сторон поддерживают коронованный лев, олицетворяющий Шотландию и закованный в цепь единорог, символ Уэльса. Внизу девиз монарха Великобритании: "DIEU ET MON DROIT" (фр. "Бог и моё право").

В спальне королевы находится знаменитый граммофон, на котором можно проигрывать пластинки.

ванная комната.

Между королевскими спальнями находится роскошная полностью оборудованная ванная комната. Ванная комната отделана зеленым мрамором. Как и во всех 5 ванных дома, здесь функционирует водопровод с горячей и холодной водой, унитазы снабжены сливными механизмами, не забыта даже миниатюрная туалетная бумага.

Кухня.

В Кукольном доме Королевы Мэри находится уникальная коллекция живописи и графики. Многие миниатюрные полотна принадлежат кисти известных художников, среди которых сэр Уильям Орпн, сэр Альфред Маннингс, сэр Уильям Николсон и Амброуз Мсевой, который сделал копию портретов Королевы Виктории и принца Альберта в Столовой немецкого художника Франца Ксавье Винтерхальтера 1846 г. Эти парадные портреты украшают столовую Кукольного дома.

Дом был закончен в 1924 году - за 11 недель до международной выставки "Британская империя", где он стал главным экспонатом и привлек к себе более 1,6 миллионов посетителей. В 1925 году он демонстрировался на выставке "Идеальный дом", после которой был перенесен в специально оборудованный для него зал в Виндзорском замке, где находится по сей день