Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко "Парадокс". «Парадокс», анализ рассказа Короленко Сказочный мир игр

Не каждый человек, обладающий физическим здоровьем и материальным благосостоянием, чувствует себя счастливым. Но как в таком случае добиться тому, кто этого не имеет? -Этот философский вопрос поднял в своем произведении «Парадокс», краткое содержание которого заключается всего в одном афоризме, высказанном героем этого рассказа, - произведение, способное заставить задуматься тех, кто не испытывает счастья в своей жизни.

История написания

Это произведение В. Короленко написал в течение одного дня. И, исходя из биографических сведений, можно сделать вывод, что день этот был не самым лучшим в жизни писателя. Незадолго до этого умерла его дочь. Короленко признавался своей сестре в одном из писем, что состояние его было --«изломанным и ничтожным».

Жизнь, по мнению писателя, являлась проявлением закона, главные категории которого - добро и зло. Счастье человечеству дано весьма неравномерно. Философской теме, над которой люди ломают голову много столетий, посвятил Короленко «Парадокс».

Главный герой рассказа - десятилетний мальчик из зажиточной семьи. Он вместе с братом частенько отдыхает в огромном прекрасном саду, предаваясь праздному времяпрепровождению, как и полагается, по словам автора, детям состоятельных родителей. Но однажды происходит случай, после которого их душевное равновесие нарушается. На сложный вопрос дает чрезвычайно простой ответ Короленко.

«Парадокс», краткое содержание которого можно сформулировать всего одной фразой: «Человек создан для счастья, как птица для полета», - это глубоко философское произведение.

Как-то раз к дому, в котором жили мальчики, подъехала довольно странная пара. Один был высок и долговяз. Другой обладал обликом, который у каждого из братьев остался в памяти на всю жизнь. У него была огромная голова, немощное тело и… отсутствовали руки. Цель прибытия этих господ была проста - попрошайничество. Именно этим они зарабатывали себе на пропитание. Но делали они это, следует сказать, весьма искусно.

Противоречивой природе счастья посвящен рассказ, созданный Короленко. «Парадокс», краткое содержание которого изложено в статье, повествует о встрече с человеком, для которого счастье, казалось бы, является состоянием недостижимым. Но именно он, а звали его Ян Криштоф Залуский, поведал мудрый афоризм, смысл которого заключался в том, что главное предназначение человека - быть счастливым.

Феномен

Залуский и его сопровождающий зарабатывали деньги довольно артистичными представлениями. Сначала был представлен публике. Помощник называл его «феноменом». Далее следовала краткая история его жизни. И наконец на сцену выходил сам Залуский.

Человек без рук выделывал всяческие трюки: вдевал ногами нитку в иголку, принимал пищу и снимал куртку тем же способом. Но самой удивительной была его способность писать. Причем почерк его был совершенным, каллиграфическим. И именно в этой части повествования ввел философскую идею Короленко. Парадокс Залуского заключался в том, что он с помощью своего специфического метода написал мудрый афоризм о человеческом счастье.

Странное представление

Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.

Образ необычного «счастливца» создал в этом произведении Короленко. Парадокс этого персонажа был в том, что, не обладая тем, что необходимо для нормального существования, он проповедовал философию счастья. И делал это довольно правдиво и убедительно.

Парадоксальный счастливец

Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.

Парадокс - это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс - это также калека, рассуждающий о счастье.

Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.

Но счастье не дано человеку…

Единственным взрослым человеком, который проникся к калеке состраданием, была мать мальчиков. После выступления она пригласила Залуского и его друга в дом поужинать. А после братья видели, как они удалялись, переговариваясь друг с другом. И их разговор так сильно заинтересовал детей, что они решили проследить за необычными артистами.

Напоминает рассказ, написанный Владимиром Короленко. «Парадокс», главные герои которого встретились в первый и последний раз, представляет собой историю о мудром страннике. Своим внезапным посещением он преподал детям важный урок в жизни.

Счастье - понятие относительное. Человек рожден для него, как птица для полета. Но позже в разговоре Залуского со своим сопровождающим мальчики услышали продолжение высказанной им фразы: «Но счастье, увы, дано не всем». И без этого дополнения к афоризму Залуского был бы не оконченным сюжет Короленко. Парадокс человеческой души заключается в том, что она тянется к гармонии и равновесию, но абсолютное счастье ей неведомо.

Не каждый человек, обладающий физическим здоровьем и материальным благосостоянием, чувствует себя счастливым. Но как в таком случае добиться душевного равновесия тому, кто этого не имеет? -Этот философский вопрос поднял в своем произведении Владимир Короленко. «Парадокс», краткое содержание которого заключается всего в одном афоризме, высказанном героем этого рассказа, - произведение, способное заставить задуматься тех, кто не испытывает счастья в своей жизни.

История написания

Это произведение В. Короленко написал в течение одного дня. И, исходя из биографических сведений, можно сделать вывод, что день этот был не самым лучшим в жизни писателя. Незадолго до этого умерла его дочь. Короленко признавался своей сестре в одном из писем, что состояние его было --«изломанным и ничтожным».

Жизнь, по мнению писателя, являлась проявлением закона, главные категории которого - добро и зло. Счастье человечеству дано весьма неравномерно. Философской теме, над которой люди ломают голову много столетий, посвятил Короленко «Парадокс».

Главный герой рассказа - десятилетний мальчик из зажиточной семьи. Он вместе с братом частенько отдыхает в огромном прекрасном саду, предаваясь праздному времяпрепровождению, как и полагается, по словам автора, детям состоятельных родителей. Но однажды происходит случай, после которого их душевное равновесие нарушается. На сложный вопрос дает чрезвычайно простой ответ Короленко.

«Парадокс», краткое содержание которого можно сформулировать всего одной фразой: «Человек создан для счастья, как птица для полета», - это глубоко философское произведение.

Как-то раз к дому, в котором жили мальчики, подъехала довольно странная пара. Один был высок и долговяз. Другой обладал обликом, который у каждого из братьев остался в памяти на всю жизнь. У него была огромная голова, немощное тело и… отсутствовали руки. Цель прибытия этих господ была проста - попрошайничество. Именно этим они зарабатывали себе на пропитание. Но делали они это, следует сказать, весьма искусно.

Противоречивой природе счастья посвящен рассказ, созданный Короленко. «Парадокс», краткое содержание которого изложено в статье, повествует о встрече с человеком, для которого счастье, казалось бы, является состоянием недостижимым. Но именно он, а звали его Ян Криштоф Залуский, поведал мудрый афоризм, смысл которого заключался в том, что главное предназначение человека - быть счастливым.

Феномен

Залуский и его сопровождающий зарабатывали деньги довольно артистичными представлениями. Сначала странный человек был представлен публике. Помощник называл его «феноменом». Далее следовала краткая история его жизни. И наконец на сцену выходил сам Залуский.

Человек без рук выделывал всяческие трюки: вдевал ногами нитку в иголку, принимал пищу и снимал куртку тем же способом. Но самой удивительной была его способность писать. Причем почерк его был совершенным, каллиграфическим. И именно в этой части повествования ввел философскую идею Короленко. Парадокс Залуского заключался в том, что он с помощью своего специфического метода написал мудрый афоризм о человеческом счастье.

Странное представление

Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.

Образ необычного «счастливца» создал в этом произведении Короленко. Парадокс этого персонажа был в том, что, не обладая тем, что необходимо для нормального существования, он проповедовал философию счастья. И делал это довольно правдиво и убедительно.

Парадоксальный счастливец

Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.

Парадокс - это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс - это также калека, рассуждающий о счастье.

Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.

Но счастье не дано человеку…

Единственным взрослым человеком, который проникся к калеке состраданием, была мать мальчиков. После выступления она пригласила Залуского и его друга в дом поужинать. А после братья видели, как они удалялись, переговариваясь друг с другом. И их разговор так сильно заинтересовал детей, что они решили проследить за необычными артистами.

Напоминает философскую притчу рассказ, написанный Владимиром Короленко. «Парадокс», главные герои которого встретились в первый и последний раз, представляет собой историю о мудром страннике. Своим внезапным посещением он преподал детям важный урок в жизни.

Счастье - понятие относительное. Человек рожден для него, как птица для полета. Но позже в разговоре Залуского со своим сопровождающим мальчики услышали продолжение высказанной им фразы: «Но счастье, увы, дано не всем». И без этого дополнения к афоризму Залуского был бы не оконченным сюжет Короленко. Парадокс человеческой души заключается в том, что она тянется к гармонии и равновесию, но абсолютное счастье ей неведомо.

Очень кратко

Дети попадают на уличное представление безрукого калеки. Увиденное пугает их, сталкивает с противоречием жизни. Дети перестают фантазировать, понимая, что жизнь прекрасна не для всех.

Повествование ведётся от имени десятилетнего мальчика, имя которого в произведении не упоминается. В пересказе сохранено оригинальное деление на главы, но их названия - условны.

1. Сказочный мир игр

Два брата десяти и восьми лет жили в доме, крыльцо которого выходило на большой двор с множеством других домов, жилых флигелей и сараев. Их любимым местом был уголок двора между сараями, куда почти никто не заходил. В его центре возвышалась мусорная куча, которую венчал кузов от старинной кареты. В этом кузове братья проводили большую часть времени, путешествуя в воображаемые страны и переживая невероятные приключения.

В углу этого закоулка под раскидистым тополем стояла большая бочка, полная подгнившей воды, в которой уже завелась странная живность. Всю последнюю неделю мальчики провели, сидя над этой бочкой с самодельными удочками. Подсознательно они надеялись, что когда-нибудь случится чудо и на удочку клюнет рыбка.

2. Очарование игр разрушено

От этого занятия мальчиков однажды оторвал Павел, лакей их отца.

Павел - лакей, человек трезвомыслящий и насмешливый

Увидев, чем занимаются дети, Павел удивился. Он насмешливо осмотрел их самодельные удочки и крючки, встряхнул бочку так, что от неё пошёл неприятный запах, и толкнул ногой старую карету, от которой отвалилась ещё одна доска.

Волшебное очарование игры было разрушено. Карета превратилась в старую рухлядь, а из бочки исчезли населявшие её странные существа. Павел позвал мальчиков во двор, где уже собрались все его обитатели.

3. Столкновение с реальностью

Сначала мальчики решили, что их ждёт наказание за какую-то давно забытую проделку, но потом разглядели посреди толпы странное существо. Это был человек с очень маленьким телом, полностью закрытым пышной бородой с проседью. У него была большая голова и очень длинные тонкие ноги, рук же не было вообще. Передвигался он на маленькой тележке.

Сопровождающий странное существо высокий субъект с длинными усами по имени Матвей объявил, что это его родственник, феномен, чудо природы, «шляхтич из Заславского повета, Ян Криштоф Залуский».

Ян Криштоф Залуский - калека, карлик, феномен, родился без рук, умный и ироничный, командует своим родственником

Матвей - родственник и помощник Яна, глуп, во всём слушается калеку

Рук у него не было с рождения, их полностью заменяли ноги, к тому же Ян был очень умён и насквозь видел прошлое, настоящее и будущее. Было заметно, что среди двоих главный именно он.

Началось представление. Ян показывал, как он ест, причёсывается, одевается, вдевает нитку в иглу, считает деньги и даже крестится с помощью своих длинных ног, а Матвей периодически обходил публику, собирая в шляпу монеты. Умные глаза феномена смотрели насмешливо и иронично, а все действия давались ему с трудом.

Один из жителей, полковник Дударев, бывший военный доктор, добрый и великодушный человек, бесплатно помогавший всем соседям, в том числе и дворне, дал феномену серебряный рубль. Ян пообещал отдать его первому встречному нищему.

Дударев - полковник, бывший военный врач, благородный и бескорыстный, пример для мальчиков

С ещё одного соседа, старого холостяка пана Уляницкого, тихого, вкрадчивого и неприятного человека, феномен собрал дань трижды.

Уляницкий - шляхтич, холостяк, неприятный тип с вкрадчивыми манерами, занимающийся непонятно чем

Наконец, Матвей объявил, что, кроме всего прочего, Ян умеет писать, и может всем желающим за отдельную плату написать афоризм «для душевной пользы и утешения».

Тут взгляд Яна упал на братьев, и он решил написать афоризм для них. Мальчик испугался, что феномен расскажет о его будущем нечто такое, от чего ему будет стыдно всю жизнь. Ян посмотрел на него мягко и задумчиво, а потом написал на белом листке: «Человек создан для счастья, как птица для полёта».

Феномен подчеркнул, что от его имени этот афоризм звучит как парадокс, ведь он тоже человек, однако менее всего создан для полёта и счастья.

Матвей обошёл публику в последний раз, собирая на пропитание для бесчисленного семейства Яна.

4. Детство кончилось

Мама братьев накормила феномена и Матвея обедом. Мальчики видели, как Матвей уходил по переулку, таща за собой тележку с феноменом. Им встретился старик-нищий с маленькой девочкой, и Ян, преодолев сопротивление спутника, отдал ему серебряную монету.

С этого дня ни бочка, ни старая карета уже не казались мальчикам волшебными. По ночам они плохо спали, «вскрикивали и плакали без причины». Им снились глаза феномена, «то холодные и циничные, то подёрнутые внутренней болью».

Ян Криштоф Залуский — главный герой. Калека, у которого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо «с подвижными острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами». «Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды». Ноги «длинные и тонкие», с их помощью «феномен», как его называет сопровождающий, «долгоусый» субъект, снимает с головы картуз, расчесывает гребенкой бороду, крестится и, наконец, пишет на белом листке «ровную красивую строчку»: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Эта фраза действительно стала, как ее и называет Залуский, афоризмом, причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчеркивал Залуский, не только афоризм, но и «парадокс». «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него», — говорит он позднее. Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья (вплоть до повести «Без языка», где положение человека в чужой стране придает понятию немоты философское звучание), подчеркивает парадокс Залуского не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство Залуского) и не из педагогических целей, но ради утверждения центральной идеи всего своего творчества: «Жизнь… кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого — добро и счастье. Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление». Именно врожденное несчастье Залуского помогло ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.

Краткое содержание «Парадокса» В. Г. Короленко

Другие сочинения по теме:

  1. В. Г. Короленко Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году на Украине в семье судебного чиновника. Родители его высоко чтили...
  2. В Волынской губернии, неподалеку от города Хлебно, над извилистой речкой стоит поселок Лозищи. Все его жители носят фамилию Лозинские с...
  3. Имя Владимира Галактионовнча Короленко уже при его жизни стало символом «совести эпохи». Вот что писал о нем И. А. Бунин:...
  4. На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать...
  5. Детство героя проходило в маленьком городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася — так звали мальчика — был сыном городского судьи. Ребенок...
  6. «Моя мать умерла, когда мне было шесть лет» — так герой повести мальчик Вася начинает рассказ. Его отец-судья горевал по...
  7. Макар — главный герой, крестьянин. Сам автор отнес свое произведение к «святочным рассказам». Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ...
  8. В спальне мальчиков просыпается Вася по прозвищу Голован. Послушав дождь и понаблюдав за таинственными ночными фигурами, он подходит к свечке...
  9. Рожденный в мучениях человек своим первым криком приносит в этот мир счастье: счастливы мама и отец, счастливы те, кто стал...
  10. С большой чуткостью и заботой Короленко относился к детям. Из далекой ссылки он просил своих родных прислать книги для того,...
  11. Искусство в судьбе человека (по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант») … Музыка тоже великая сила, дающая возможность владеть сердцем...
  12. Владимир Галактионович Короленко (1853-1921). В период декаданса, реакционной ревизии подлинных ценностей русской передовой культуры, «веховских» настроений среди либеральной интеллигенции важно...
  13. Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру....
  14. Биография писателя достаточно характерна для прогрессивно мыслящего интеллигента второй половины XIX века. Сын чиновника судебного ведомства, он еще гимназистом лишился...
  15. Сочинение на основе произведения Б. Лепного «Цвет счастья». Что такое счастье? На этот вопрос, наверное, нет, да и не может...

Сочинение

Герои рассказа В. Короленко «Парадокс» — два брата, маленьких мальчика. Однажды в их жизни произошел случай, который они запомнили надолго. Как-то в их двор, к их родителям привезли калеку. У этого человека не было рук, он обладал маленьким немощным тельцем. Но умом этот калека превосходил своего родственника, который возил его по богатым домам, чтобы заработать на жизнь.

У инвалида была своя «концертная» программа. Он показывал всякие «трюки» — то, что может делать с помощью ног. Также пан Ян Криштоф Залуский утверждал, что предсказывает будущее, видит прошлое и настоящее. Он писал афоризмы, которые должны были как-то раскрыть судьбу человека, его жизнь.

И вот калека захотел написать такой афоризм и мальчикам. Рассказчик очень боялся того, что этот «страшный» человек может написать. Но, развернув листок, дети увидели всего лишь: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Получить такое послание от калеки, у которого и рук-то не было «для полета», было странно. Это понимал и сам пан Залуский. Он назвал свой афоризм парадоксом. Но это были очень горькие слова.

В этом мальчики убедились позже, когда увидели калеку не на его «выступлении», а в обычной жизни. Он очень переживал из-за того, что был не такой, как все. Калека говорил, что человек-то создан для счастья, но счастье не всегда создано для него. И от этих слов веяло такой тоской и болью! Мне кажется герой осознавал, что он достойнее и способнее многих «обычных» людей. Но калека не мог проявить себя, потому что общество ставило на нем «клеймо», люди относились к нему, как к больному, инвалиду, неполноценному. А сам пан Залуский таким себя не ощущал — об этом говорит тот факт, что он подал милостыню нищему, хотя сам занимался чем-то похожим.

Встретив этого странного человека, мальчики поняли, что жизнь зачастую бывает несправедлива: «Мать …крестила нас, стараясь защитить от первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы». Кроме того, братья поняли, что любой человек хочет счастья и любой человек достоин его. Главное — внутреннее содержание, а не внешние качества и особенности.