Выбросы в пределах пдв. Расчёт предельно допустимых выбросов (ПДВ). Контроль за соблюдением нормативов на предприятии

Предельно допустимые выбросы (ПДВ)

Предельно допустимый выброс (ПДВ) - это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, при условии непревыше- ния данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов.

Проект нормативов предельно допустимых выбросов (проект ПДВ) разрабатывается на основании Федерального закона от

04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ), «Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» ОНД-86, Санитарных норм проектирования промышленных предприятий СН-244, ГОСТ 17.2.3.02-78 и других нормативных правовых и методических документов.

Согласно природоохранному законодательству РФ все юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов.

Основной задачей проекта ПДВ является разработка мероприятий по защите атмосферы, обеспечивающих снижение приземных концентраций вредных веществ в жилой зоне до нормируемых величин.

При разработке проекта исходят из того, что суммарная предельная концентрация вредных веществ с учетом фонового загрязнения не должна превышать санитарных норм.

Для разработки проекта определяют источники образования и выделения в атмосферу загрязняющих веществ, номенклатуру загрязняющих веществ и объемы выбросов.

Основными целями разработки проекта ПДВ являются:

  • оценка степени негативного воздействия конкретного предприятия, объекта на атмосферный воздух исходя из действующих критериев качества атмосферного воздуха;
  • разработка мер по снижению этого воздействия и оценка их достаточности;
  • разработка предложений по установлению нормативов предельно допустимых выбросов;
  • разработка плана-графика контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;
  • разработка мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

При разработке проекта ПДВ фиксируется нормативное количество загрязняющих веществ, которые выбрасываются всеми источниками, определяются предельно допустимые выбросы от всех источников, суммарные приземные концентрации загрязняющих веществ которых не будут превышать ПДК. Для каждого источника устанавливаются величины ПДВ и выполняется расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

В зависимости от полученных результатов в проект включаются предложения, позволяющие снизить количество выбрасываемых загрязняющих веществ путем использования усовершенствованных технологических процессов, более совершенного оборудования для очистки аспирационных газов и др.

Проект ПДВ должен содержать следующие основные разделы:

  • введение;
  • характеристику предприятия как источника загрязнений атмосферного воздуха;
  • расчеты нормативов ПДВ;
  • план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • перечень мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;
  • предложения о порядке организации контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов.

Инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводят все предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет.

Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы, определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ. Она используется для:

  • подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу;
  • подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы;
  • контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;
  • ведения статистической отчетности о выбросах;
  • контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности;
  • оценки экологичности используемых технологий.

При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса предприятием загрязняющих веществ в атмосферу, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическими регламентами производства.

Работы по инвентаризации состоит из следующих этапов:

  • изучение технологических регламентов и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться при проведении технологических процессов. Для действующих объектов учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов, полученные при предыдущей инвентаризации. Для вновь вводимых в действие и реконструируемых объектов используются данные проектной документации;
  • подготовка карты-схемы предприятия с указанием источников выбросов и определением их координат. Каждому источнику загрязнения атмосферы присваивается номер, который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит, в дальнейшем, для его идентификации;
  • анализ результатов ежегодной проверки технического состояния газоочистного оборудования с целью определения эффективности его работы;
  • выбор методов определения количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Для определения качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу используются инструментальные и расчетные методы.

Инструментальные методы преимущественно используются для источников с организованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. К таким источникам относятся дымовые и вентиляционные трубы, вентиляционные шахты, аэрационные фонари, дефлекторы.

При инструментальных измерениях должны применяться только газоаналитические средства, предназначенные для контроля промышленных выбросов и внесенные в Государственный реестр средств измерений.

Объемы выбросов, полученные по результатам инструментальных измерений, должны быть приведены к нормальным условиям: 0°С, 101,3 кПа.

Используемые методики выполнения измерений концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах должны отвечать требованиям стандартов и пройти метрологическую аттестацию.

Оценка выбросов от неорганизованных источников выполняется с помощью расчетных методов, основанных на удельных технологических показателях, балансовых схемах, закономерностях протекания физико-химических процессов, а также на сочетании инструментальных измерений и расчетных формул, учитывающих параметры конкретных неорганизованных источников.

В настоящее время разработан ряд методик по расчету выбросов, позволяющих определять выбросы в атмосферу с погрешностью, не превышающей точность определения с помощью инструментальных методов. Для проведения расчетов загрязнения приземного слоя воздуха часто используют унифицированную программу расчета загрязнения атмосферы УПРЗА «Эколог» 3.0. Применение расчетных методов позволяет снизить затраты предприятий на подготовку нормативов ПДВ.

Отчет об инвентаризации источников, номенклатуры и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух должен включать следующие разделы:

  • титульный лист;
  • сведения о разработчике и список исполнителей;
  • реферат;
  • содержание;
  • общие сведения о предприятии;
  • краткое описание технологического процесса;
  • характеристику газоочистного оборудования и оценку его эффективности;
  • описание проведенных работ по инвентаризации с указанием перечня использованных методик измерений и расчетного определения выбросов.

К отчету должны прилагаться:

  • карта-схема территории предприятия с источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • характеристики источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ;
  • показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок, суммарные выбросы по предприятию;
  • результаты определения выбросов расчетными методами;
  • результаты инструментального определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Отчет о результатах инвентаризации утверждается руководителем предприятия, который несет ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе которых производится разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов.

При государственном контроле за охраной атмосферного воздуха на предприятии территориальные органы Росприроднадзора осуществляют выборочную проверку достоверности и полноты инвентаризации.

Корректировка инвентаризации может быть проведена по решению руководителя предприятия или по предписанию территориального органа Росприроднадзора, если на предприятии произведены изменения технологии производства, состава исходного сырья и т.п., в результате чего изменились качественные и количественные характеристики выбросов и их источников.

Нормативы ПДВ устанавливаются по каждому загрязняющему веществу для каждого источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу и предприятия в целом.

При установлении норматива ПДВ учитывают:

  • физико-географические и климатические особенности местности;
  • расположение промышленных площадок;
  • расположение участков существующей жилой застройки;
  • перспективы развития предприятия и прилежащей территории;
  • значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

При установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу считают, что максимальная концентрация С, загрязняющего вещества в приземном слое атмосферы с учетом фоновой концентрации этого вещества С /ф на высоте до двух метров от поверхности земли не должна превышать предельно допустимой концентрации ПДК„ т. е.

Информацию о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе представляют местные органы Госкомгидроме- та РФ.

Проект ПДВ согласовывается в территориальном органе Роспри- роднадзора. На основании согласованных нормативов допустимых выбросов выдается разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Срок действия проектов предельно допустимых выбросов при неизменности производственного процесса составляет пять лет.

За выбросы загрязняющих веществ без разрешения предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 8.21 «Нарушения правил охраны атмосферного воздуха» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ, а также приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток.

Под загрязнением атмосферного воздуха подразумевают увеличение концентраций физических, химических, биологических компонентов сверх уровня, который выводит природные системы из состояния равновесия. Наиболее высокие концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, которые превышают предельно допустимые концентрации в 2-5 раз и именно на этих территориях аккумулируется их основная масса на почве и поверхности водоемов.

Существует два главных источника загрязнения атмосферы: природное и антропогенное.

Природные источники – это вулканы, пылевые бури, лесные пожары, процессы разложения растений и животных. Наиболее значительными из выше указанных загрязнителей являются лесные пожары, особенно в наше время, когда из-за высокой температуры они приобретают угрожающие масштабы, особенно летом.

К основным антропогенным источникам загрязнения относят предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, разные машиностроительные предприятия, предприятия тяжелой промышленности.

Наиболее значительные из них:

1. Тепловые электростанции загрязняют атмосферу выбросами, которые содержат сернистый ангидрид, двуокись серы, оксиды азота, сажу, пыль и золу, которые содержат соли тяжелых металлов.

2. Комбинаты черной металлургии, которые включают в себя доменное, сталеплавильное, прокатное производство, агломерационные фабрики, коксохимические заводы и др..

3. цветная металлургия, которая загрязняет атмосферу соединениями цветных и тяжелых металлов, парами ртути, сернистым ангидридом, окисями азота, углевода и др.

4. Машиностроение и металлообработка. Выбросы этих предприятий содержат аэрозоли соединений цветных и тяжелых металлов, в том числе паров ртути.

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность является источником таких загрязнителей атмосферы как сероводород, сернистый ангидрид, окись углерода, аммиак, углеводород и бензапирен.

5. Предприятия органической химии. Выбросы большого количества органических веществ которые имеют сложный химический состав, соляной кислоты, соединений тяжелых металлов, содержат сажу и пыль.



6. Предприятия неорганической химии. Выбросы в атмосферу от этих предприятий содержат окиси серы и азота, соединения фосфора, свободный хлор, сероводород.

7.Автотранспорт. Географические закономерности распространения загрязнителей, которые от него поступают очень сложные и определяются не только конфигурацией сети автомагистралей и интенсивностью автотранспорта, но и большим количеством перекрестков где транспорт стоит определенное время с включенными двигателями. Количество транспорта во всем мире составляет 630 млн единиц.

Загрязнение окружающей среды автотранспортом – одно из наиболее небезопасных для здоровья человека, потому что выхлопные газы поступают в атмосферу, где затруднено их рассеивание. В составе отработанных газов автомобилей находится большое количество оксида азота, неспаленые углероды, альдегиды и сажа, а также монооксид углерода.

Промышленные выбросы оказывают негативное влияние на здоровье людей, разрушают материалы и оборудование, снижают продуктивность лесного и сельского хозяйства.

К сожалению, созданные эффективные технологии производства не применяются на большинстве предприятий из-за их дороговизны, а иногда, из-за пренебрежения экологической проблемой.

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ характеризуются по четырем признакам: по агрегатному состоянию, химическому составу, размеру частиц и массовому расходу выброшенного вещества. Загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферу в виде пыли, дыма, тумана, пара и газообразных веществ. Наиболее распространенными загрязняющими веществами, поступающими в атмосферный воздух от техногенных источников, являются: оксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, углеводороды, пыль, оксид углерода - самая распространенная и наиболее значительная примесь атмосферы, называемая в быту угарным газом. Содержание СО в естественных условиях от 0,01 до 0,2 мг. м 3 , но в крупных городах содержание его колеблется в пределах1-210 мгм3. наиболее высокая концентрация наблюдается на улицах и площадях городов с интенсивным движением, особенно у перекрестков. Его удельный вес составляет более 50% от общего объема выбросов.

Диоксид серы - бесцветный газ с острым запахом. До 70% его выбросов образуются в результате сжигания выбросов, мазута - около 15%.

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ

Для количественной оценки содержания примеси в атмосфере используется понятие концентрации – количества вещества, содержащегося в единице объема воздуха, приведенного к нормальным условиям.

Количество атмосферного воздуха – это совокупность его свойств, определяющих степень воздействия физических, химических, биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом. Качество атмосферного воздуха считается удовлетворительным, если содержание примесей в нем не превышает предельно допустимой концентрации (ПДК) – максимальной концентрации примесей в атмосфере, отнесенные к определенному времени осреднения, которые при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него и на окружающую среду в целом прямого или косвенного воздействия, включая отдаленные последствия. Под прямым воздействием понимается нанесение организму человека временного раздражающего воздействия, вызывающее ощущение запаха, кашель, головную боль. При накоплении в организме вредных веществ выше указанной дозы могут возникать патологические изменения отдельных органов или организма в целом. Под косвенным воздействием понимаются такие изменения в окружающей среде, которые, не оказывая вредного влияния на живые организмы, ухудшают обычные условия обитания: поражаются зеленые насаждения, увеличивается число туманных дней.

Основным критерием установления нормативов ПДК для оценки качества атмосферного воздуха является воздействие содержащихся в воздухе загрязняющих примесей на организм человека.

Для оценки качества атмосферного воздуха установлены две категории ПДК: максимально разовая (ПДКм.р) и среднесуточная (ПДКс.с).

ПДКм.р – основная характеристики опасности вредного вещества. Установлена для предупреждения рефлекторных реакций у человека при кратковременном воздействии атмосферных примесей. По этому нормативу оцениваются вещества, обладающие запахом или воздействующие на отдельные органы чувств.

ПДКс.с – установлен для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного и другого влияния вещества на организм человека. Оцениваемые по этому нормативу вещества обладают способностью временно или постоянно накапливаться в организме человека.

К началу 1999 года по нормативам ПДК оценивалось около 1000 веществ, однако к этому количеству ежегодно прибавляются десятки новых, малоизученных веществ, большинство из которых вредны для человека, животных и растений.

Перечень веществ, содержание которых нормируется, следовательно, постоянно пополняются. Установлены временные нормативы ПДК загрязняющих веществ в воздухе для древесной растительности (ПДКл).

Если вещества оказывают вредное влияние на окружающую среду в меньших концентрациях, чем на человека, то при нормировании исходя из порога действия этого вещества на окружающую среду. Воздействие веществ, для которых не установлены ПДК, оценивается по ориентировочному безопасному уровню воздействия загрязняющего атмосферу вещества (ОБУВ) – временный гигиенический норматив для загрязняющего атмосферу вещества.

Нормативы ПДК для атмосферного воздуха являются единичными для территории отдельно взятой страны. установленные в других странах ПДК могут отличаться. Например, в США установлена ПДК для SO2- 0,75 мгм3, а в Украине – 0,5 мгм3, установленные нормы в каждой стране регулируются международными организациями по охране здоровья, окружающей среды и различными международными организациями. Для зон санитарной охраны, курортов и зон отдыха ПДК установлены на 20% меньше, чем для жилых регионов.

Нарушение установленных норм преследуется законом, предусматривающим определенное наказание. Такие законы существуют в каждой стране, поскольку установлено, что постоянное превышение допустимой концентрации хотя бы одного из нормируемых веществ приводит к повышению заболеваемости в 1,7 раз, а в некоторых возрастных группах – до трех раз. Загрязнение атмосферы оказывает также непосредственное влияние на сооружения и декоративные украшения, памятники, и.т.д. В соответствии с нормативно-технической документацией нормирование качества окружающей среды совершается с целью установления предельно допустимых норм влияния на окружающую среду, которое гарантирует экологическую безопасность и сохранение генетического фонда, обеспечивает рациональное использование и восстановление природных ресурсов при условии стойкого развития хозяйственной деятельности.

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ

Для каждого проектируемого и действующего объекта, являющегося стационарным источником загрязнения воздушного бассейна, устанавливают нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух. ПДВ устанавливают из условия, что выбросы вредных веществ от данного источника в совокупности с другими источниками не создают приземную концентрацию, превышающую ПДК за пределами санитарно-защитной зоны: С+Сф(

С – концентрация вещества в приземном слое от расчетного источника при сохранении нормативов ПДВ;

Сф – фоновая концентрация этого же вещества.

Если на данном предприятии или группе предприятий, рассположенных в данном регионе, значение ПДВ по объективным причинам не могут быть немедленно достигнуты, устанавливают временно согласованный выброс (ВСВ). Норматив ВСВ устанавливают на период разработки и организации воздухо-охранных мероприятий, обеспечивающих достижение нормативов ПДВ. Срок действия ПДВ устанавливается на 5 лет. При появлении новых производств, реконструкции действующих, изменении технологического процесса или вида используемого сырья и других случаях, нормативы ПДВ пересматриваются.

Для каждого города на основании нормативов ПДВ предприятий и фонового состава атмосферного воздуха разрабатывают общегородские нормативы ПДВ, в соответствии с которыми индивидуальные ПДВ предприятий могут быть пересмотрены в сторону уменьшения.

ПДВ устанавливается для каждого стационарного источника из расчета, что совокупный выброс от всех источников загрязнения атмосферного воздуха с учетом перспективы развития не приведет к превышению нормативов ПДК в приземном слое. ПДВ устанавливается для условий полной нагрузки технологического и газоочистного оборудования и их нормальной работы. ПДВ не должен превышаться в любой 20 минутный период времени. Для мелких источников целесообразно установление ПДВ от их совокупности с предварительный объединением их в площадной или точечный источник. ПДВ определяется для каждого вещества отдельно, в том числе и в случае суммации вредного воздействия нескольких веществ.

По результатам расчета нормативов ПДВ для каждого стационарного источника выбросов устанавливается предельный выброс предприятий в целом. ПДВ устанавливают с учетом фоновых концентраций энергетически достоверной максимальной концентрации. Она является характеристикой загрязнения атмосферы и определяется как значенеие концентрации, которая превышается не более чем в 6% случаев от общего количества наблюдений. Фоновая концентрация характеризует суммарную концентрацию, создаваемую всеми источниками, расположенными на данной территории.

Установлению ПДВ для источника предшествует определение его зоны влияния.

Для предприятий и источников, зоны влияния которых целиком расположены в пределах города, где суммарная концентрация от всех источников меньше ПДК.

Значение выбросов, используемых при расчетах, принимаются в качестве ПДВ.

Для получения информации про состояние воздушного бассейна создана сеть пунктов и станций контроля. Регулярно проводится инвентаризация выбросов – учет основных источников загрязнения атмосферы, количества и состава выбросов.

КОНТРОЛЬ НАД ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРЫ

В каждой стране существует система контроля над количеством выбрасываемых веществ в атмосферу. Это делают, чтобы количество выбросов не превысило установленных ограничений.

Мониторинг атмосферного воздуха – слежение за его состоянием и предупреждение о критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей, животных и растений. Для обеспечения контроля в развитых странах созданы автоматические системы контроля загрязнения воздуха (АСКЗВ).

Задачи, решаемые АСКЗВ: автоматическое наблюдение и регистрация концентраций с целью определения фактического состояния воздушного бассейна; принятия экстренных мер по борьбе с загрязнением; прогноз уровня загрязнения; разработка рекомендаций для улучшения состояния окружающей среды. АСКЗВ рассчитаны на измерение концентраций одного или нескольких элементов: SO2,CO,NOx,O3,H2S,NH, взвешенных веществ, а также определение влажности, температуры, скорости и направления ветра. АСКЗВ функционируют на уровне предприятий,города, региона, на национальном и международном уровнях.

Податок на додану вартість є обов"язковим до сплати для будь-якого підприємства, що займається виробництвом,

Наданням послуг. У даній статті ми поговоримо про податкові ставки, об"єкти оподаткування, системі розрахунку ПДВ і важливості заповнення податкової декларації.

Поняття ПДВ

Податок на додану вартість непрямий. Він перераховується до бюджету держави продавцем, але на виході оплачується споживачем. ПДВ врахований в ціні будь-якого товару і його завжди оплачує останній покупець.

Складові ПДВ

Зрозуміти суть ПДВ для "чайника" буде простіше, якщо розібратися в поняттях податкового кредиту та зобов"язання, різниця між якими і є фактичною сумою для сплати в казну держави:

  • Податковий кредит - це сума, на яку можна зменшити податкове зобов"язання у цьому звітному періоді, так як вона вже сплачена раніше.
  • Податкове зобов"язання - загальна сума податку за звітний період. Наприклад, продавець хоче реалізувати товар вартістю 10000 у.о. з націнкою 15%, тобто за 11500 у.о. Ставка ПДВ для нього - 20%, тобто податок становить 2300 у.о.

Документальне оформлення розрахунків за товари та послуги відбувається за допомогою податкових накладних. Крім них є ще один важливий документ - рахунок-фактура, що виписується у двох примірниках: один призначається для продавця, інший - для покупця. Якщо ви купуєте товар, то реєструєте свою рахунок-фактуру в книзі покупок, якщо продаєте, то в книзі продажів.

Розрахунок ПДВ для "чайника" буде нескладний, якщо зберігати всю податкову документацію. За відсутності, неправильному оформленні або втраті рахунки-фактури від продавця ви не маєте права на податковий кредит, що означає переплату ПДВ, так як вам нема чого відняти з податкового зобов"язання.

Розрахунок

Облік ПДВ для "чайників" починається з реєстрації рахунків-фактур у книзі продажів і книзі покупок. Різниця між податковим зобов"язанням і загальною сумою податкового кредиту за звітний період - це ПДВ до сплати. Якщо ретельно вести бухгалтерську документацію, то дуже просто розрахувати ПДВ. Для "чайників" проводки можуть становити більшу складність, тому записи повинен виробляти професіонал, так як на їх підставі відбувається підсумковий розрахунок податку в кінці звітного періоду.

Ставка податку на додану вартість залежить від діяльності, яку здійснює підприємство, а також від його річного грошового обороту. Пояснимо розрахунок ПДВ на прикладі виробництва і реалізації жіночих суконь на території РФ, ПДВ для якої становить 18%. Виробник закупив тканину і фурнітуру на суму 20000 руб., А також заплатив ПДВ 3600 руб. Він отримав рахунок-фактуру, яку вніс до книги покупок. 3600 руб. - Це податковий кредит в даному випадку.

З вихідних матеріалів було вироблено 10 суконь, які планується реалізувати за ціною 3500 руб. кожне, тобто загальна націнка на товар складе 15000 руб. Податкове зобов"язання вважається таким чином: (3500 * 10) * 18/100 = 6300 руб. Формула обов"язкового до сплати ПДВ для "чайника" проста: з податкового зобов"язання віднімається податковий кредит. У нашому прикладі необхідно зробити наступне: 6300-3600 = 2700 руб. Підприємець повинен сплатити ПДВ у розмірі 2700 руб., Так як 3600 руб. він уже вніс, коли набував тканину і фурнітуру.

Платники податків та об"єкти оподаткування

Індивідуальні підприємці, організації та особи, що транспортують товари через кордон держави, є платниками податків ПДВ. Що це таке для "чайників"? Це означає, що з"ясувати, чи будете ви платити податок на додану вартість, можна наступним чином: необхідно визначити свій статус у відповідності з Податковим кодексом країни, де зареєстровано ваше підприємство.

Об"єктами оподаткування в РФ є наведені нижче операції:

Податкові ставки в РФ

ПДВ для "чайників" (2014) - це 3 ставки: 0%, 10% і 18%, що визначаються залежно від роду діяльності підприємства. Податком на додану вартість в розмірі 0% обкладається реалізація наступних товарів, послуг чи робіт:

  • Зобов"язання, що виконуються організаціями нафтопродуктів, природного газу.
  • Послуги міжнародного перевезення товарів.
  • Надання залізничного рухомого складу.
  • Реалізація товарів, які вивезли за митною процедурою експорту.

Повний список об"єктів оподаткування викладений у ст. 164 НК РФ. ПДВ у розмірі 10% платять при реалізації продовольчих товарів:

  • м"яса, птиці, морепродуктів, риби;
  • яєць;
  • солі, цукру;
  • зерна, круп
  • макаронних виробів;
  • молокопродуктов;
  • хлібобулочних виробів;
  • овочів;
  • дитячої та діабетичного харчування.

10% стягується при реалізації таких дитячих товарів:

  • одягу та взуття;
  • ліжок і матрацев;
  • подгузніков;
  • колясок;
  • канцелярського приладдя.

Книжкова продукція освітнього характеру, пов"язана з наукою чи культурою, а також періодичні друковані видання обкладаються ПДВ у розмірі 10%. Це не відноситься до поліграфічної продукції еротичного чи рекламного характеру. Медичні товари: препарати та вироби медичного призначення також входять до числа товарів, які обкладаються ПДВ у розмірі 10%.

У всіх інших випадках застосовується податкова ставка 18%. Якщо мова йде про товари, що ввозяться на територію РФ, то вони обкладаються податком на додану вартість у розмірі 10% або 18%.

Податкові ставки в Україні




Ставки ПДВ в Україні сьогодні такі: 0%, 7% і 20%. Ставка ПДВ 0% застосовується в наступних випадках:

  • операції вивезення товарів з території України у митному режимі експорту;
  • поставка товарів для заправки морських суден територіальних вод інших держав, а також суден ВМС України;
  • поставка товарів для заправки або змісту повітряних суден, що виконують міжнародні рейси або входять до складу ВПС України;
  • міжнародні перевезення пасажирів, багажу і вантажів різними видами транспорту.

Повний список об"єктів оподаткування зі ставкою 0% викладений у ст. 195 ПК України. Податком на додану вартість в розмірі 7% обкладаються товари медичного призначення. У всіх інших випадках застосовується ставка ПДВ 20%. У ст. 196 ПК України перераховані операції, які не є об"єктами оподаткування. ПДВ для "чайників" 2013 і 2014 років не підлягав серйозним законодавчим змінам. У 2015 році можливе зниження основної ставки до 17%.

Сплата податку та звітність

Реєстрація рахунків-фактур є основою для розрахунку ПДВ до сплати. Податковий кредит та податкове зобов"язання здійснюються лише за наявності цих документів. Важливо, щоб рахунки-фактури були правильно оформлені, інакше вони є недійсними. У Росії ПДВ відраховують до бюджету після закінчення звітного періоду - кварталу, в Україні - щомісяця. У платника податків є 20 днів на оформлення документів, що відображають ПДВ. Що це таке для "чайників": декларація, яка здається в податкове управління. На її основі проводиться камеральна податкова перевірка.

Відшкодування податку

Якщо податкове зобов"язання менше, ніж податковий кредит, то здійснюється Платник податків заявляє податковому органу суму до відшкодування, яка визначається при проведенні камеральної перевірки. Якщо порушень немає, то через 7 приймає рішення про відшкодування коштів. Протягом 5 днів після прийняття рішення про нього повідомляється платнику податків у письмовому вигляді. Необхідну суму повертає територіальний орган федерального казначейства протягом робочого тижня.

Якщо в ході камеральної перевірки виявляються порушення, то складається акт, який відправляється на розгляд керівнику податкового відділу. Він або його заступник виносять рішення про наявність податкового правопорушення і притягнення платника податків до відповідної відповідальності. Варто відзначити, що заявлена до повернення сума може бути відшкодована в рахунок погашення недоїмки, боргів і штрафів по федеральних податків.

Правила подання декларації з ПДВ в РФ і в Україні

В кінці звітного періоду кожним підприємством, зареєстрованим в податковій інспекції, здається декларація з ПДВ. Для "чайників" відзначимо: у Росії звітним періодом вважається квартал, а в Україні - місяць. Квартальний період для звіту використовується тільки в тому випадку, якщо обсяг оподатковуваних операцій за останні 12 місяців не перевищує суму в 300 000 грн. Протягом двадцяти днів, наступних за останнім днем податкового періоду, декларацію необхідно надати відповідним органам. Сплата відрахувань в Україні має відбуватися протягом тридцяти днів після закриття звітного періоду, а в Росії - протягом двадцяти.

Подання податкової декларації в Україні може здійснюватися особисто платником податків, передаватися в електронному вигляді або пересилатися поштою як цінний лист з обов"язковим повідомленням. У Росії з 01.01.2014 року декларацію з ПДВ можна подавати лише в електронному вигляді по телекомунікаційних каналах зв"язку. Вибрати оператора електронного документообігу можна на регіональних сайтах ФНС. З ним необхідно укласти договір, отримати кошти криптозахисту і посилену кваліфіковану електронний підпис, який буде використовуватися для засвідчення рахунків-фактур і декларацій.

Заповнення декларації з ПДВ має здійснюватися у суворій відповідності з формою, встановленою на дату її подачі.

Експортний ПДВ

Компанії РФ, які просувають свою продукцію за кордон, мають пільгу від держави - це 0% ставка ПДВ, так як повну суму податку за будь-який товар завжди платить кінцевий покупець (в даному випадку - іноземний споживач, але в казну своєї держави). Експортний ПДВ для "чайників": компанія, що надає товари або послуги за кордон, може відшкодувати ПДВ, сплачений раніше, при витратах на сировину, виробництво, роботу, так як він часто перевищує ПДВ, записаний у книзі продажів.

Для цього компанія-експортер повинна підтвердити правомірність прийняття нульової ставки ПДВ, факт експортної операції і обгрунтованість відшкодованої суми податку. До податкової інспекції необхідно надати документи:

  • декларацію з ПДВ;
  • рахунки-фактури та копії накладних;
  • контракт з іноземним партнером;
  • митну декларацію, що підтверджує відправку товару за граніцу;
  • копії документів, що підтверджують отримання товару в іншій країні;
  • заяву на відшкодування ПДВ.

Після цього податковий орган проводить камеральну перевірку і приймає рішення про можливість повернення заявленої суми. Якщо в якомусь документі виявляться неточності або помилки, це загрожує не тільки відмовою у відшкодуванні необхідної суми, але й нарахуванням штрафу. Для повернення грошових коштів важливо дотримуватися термінів і правила подачі документів, а також своєчасно реагувати на запити податкової інспекції, якщо необхідна буде додаткова інформація про діяльність компанії.

ПДВ для держави

ПДВ є податком, який платить кожен. Продавець завжди включає його в ціну реалізованого продукту, щоб повернути свої кошти, які він уже перерахував до бюджету. Таким чином, ПДВ - це значні та постійні надходження в казну держави. Нульова ставка ПДВ для компаній-експортерів робить привабливим розвиток зовнішньоекономічних відносин, а це стимулює приплив валюти в бюджет і стабілізує платіжний баланс країни.

Система формування та сплати ПДВ досить проста, більш докладно про це можна почитати в Податковому кодексі. У статті написано все про ПДВ, для "чайників" цієї інформації цілком достатньо, щоб зрозуміти суть розглянутого податку, а також правила його розрахунку, відрахувань у скарбницю і формування відповідної документації.

Поділися в соц мережах:


Увага, тільки СЬОГОДНІ!

Физические воздействия на окружающую среду, устанавливаемые государственными органами охраны окружающей среды по каждому стационарному либо передвижному источнику загрязнения или иного вредного воздействия в целях предупреждения загрязнения окружающей среды, охраны здоровья человека и его жизни, растительного и животного мира, материальных ценностей

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "ПДВ" в других словарях:

    ПДВ - предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу мн. ч., экол. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. пдв парашютно десантный взвод авиа, воен. ПДВ ПДВ ИРИ …

    ПДВ - См. Предельно допустимый выброс EdwART. Словарь экологических терминов и определений, 2010 … Экологический словарь

    ПДВ - абревіатура податок на додану вартість незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови

    ПДВ - предельно допустимый выброс … Словарь сокращений русского языка

    ПДВ ИРИ - ПДВ ПДВ ИРИ Партия деятелей возрождения Иран, полит. ПДВ Источник: http://www.regnum.ru/expnews/256652.html … Словарь сокращений и аббревиатур

    ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ ВЫБРОС (ПДВ) - научно технический норматив, устанавливаемый с условием, чтобы содержание загрязняющих веществ в приземном слое воздуха (ПДВ в атмосферу) не превышало нормативов качества воздуха для населения, а также для растения и животных. В СССР введен… … Экологический словарь

    Выброс радионуклидов предельно-допустимый (ПДВ) - 3.10. Выброс радионуклидов предельно допустимый (ПДВ) норматив мощности выброса, определяемый из условия соблюдения санитарных норм по пределу дозы с учетом всех путей внешнего и внутреннего облучения. Источник: МР 2.6 …

    предельно допустимый выброс (газообразных радиоактивных отходов); ПДВ - 13 предельно допустимый выброс (газообразных радиоактивных отходов); ПДВ: Норматив мощности выброса газообразных радиоактивных отходов, определяемый по пределу дозы излучения с учетом всех путей внешнего и внутреннего облучения Источник: ГОСТ Р… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Предельно допустимый выброс (ПДВ) - Научно технический норматив, устанавливаемый из условий, чтобы содержание загрязняющих веществ в приземном слое воздуха от источника или их совокупности не превышало нормативов качества воздуха для населения, животного и растительного миров… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Выброс предельно допустимый - (ПДВ) – объем (количество загрязняющего вещества за единицу времени, превышение которого» дет к неблагоприятным последствиям в окружающей природной сред или опасно для здоровья человека (ведет к превышению предельно допустимых концентраций – ПДК… … Словарь по экономической теории

Книги

  • Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распространение в воздухе. Справочник , Н. Ф. Тищенко. Приведены расчетные методы определения вредных веществ, поступающих в окружающую среду через неплотности в оборудовании, при отборе проб, открытом хранении сырья, а также от воздушен…
  • Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в строительстве Учебно-методический комплекс , Нисковская Е.. Учебно-методический комплекс дисциплины "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в строительстве" содержит в своем составе курс лекций, лабораторные работы,…

Предприятия, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны проводить инвентаризацию выбросов и разрабатывать проект ПДВ. ПДВ – это предельно допустимый выброс, то есть количество выбросов, не превышающее гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Проект ПДВ включает такие разделы как «Общие сведения о предприятии», «Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы», «Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», «Расчёты загрязнения атмосферы и предложения по нормативам предельно допустимых выбросов», «Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», «Контроль за соблюдением нормативов на предприятии». Раньше срок действия нормативов ПДВ соответствовал сроку действия проектной документации и составлял 5 лет. (согласно п.12 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 29.09.2015 г. N 414 и п.1.7 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 1991 г)

Предприятиям, не спешащим получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух грозят штрафы. Для должностных лиц штраф составляет от 40 до 50 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток, для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.