Сочинение на тему: Нужен ли Базаров России? в романе Отцы и дети, Тургенев. Кто прав? (споры Базарова) Нужен ли Базаров России

>Сочинения по произведению Отцы и дети

Нужен ли Базаров России?

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» затрагивает многие аспекты общества. Автор поднимает извечную проблем отцов и детей, сталкивает старое поколение с новым, показывает модные общественные тенденции, типичные для середины XIX века, рассматривает в деталях жизни нескольких персонажей. В частности в произведении затрагивается вопрос о пользе таких людей, как Базаров . Он является ключевой фигурой романа, представителем современной молодежи и проповедником «нигилизма» – течения, отрицающего всё общепринятое. Тургенев с особым мастерством описывает этого персонажа. Он сам создал его, сам дал ему жизнь, но судьбы изменить не смог.

Нужен ли Базаров России? Это сложный и неоднозначный вопрос. Конечно же, он, как и любой другой человек нужен в обществе. Он приносит определенную пользу, занимаясь исследованиями в области медицины и помогая больным. Будучи нигилистом, он вносит в общество новые идеи, которые многим кажутся прогрессивными и справедливыми. Он даже находит последователей и учеников в лице Аркадия Кирсанова и Ситникова . Они хоть и не до конца искренни в своем «нигилизме», но стараются подражать Базарову поведением и суждениями. Они так называемые псевдонигилисты.

Несмотря на очевидную пользу, которую Евгений Васильевич приносит обществу, он не может найти в нем себя. Отрицая все, что дорого остальным, он становится «лишним». В итоге ему не к чему стремится. Общественная деятельность не становится главной целью. В любви он также несчастен. По этой причине в масштабах огромного государства он чувствует себя ненужным. В какой-то момент герой даже сравнивает себя с червем, который ползает по земле и никому не нравится. Перед смертью он признает свою ненужность и готов умереть. Ведь человек живет, пока он кому-то нужен.

Казалось бы, за свою короткую жизнь Базаров не сделал ничего выдающегося, но он всегда помогал окружающим. За угрюмой внешностью героя пряталось доброе сердце. На мой взгляд, такие люди как он нужны, возможно, не целой стране, но отдельным людям. Так, например, своим родителям он был очень дорог, а пациентам приносил только пользу. Поэтому, можно сделать вывод, что Базаров был нужен своим родным, друзьям, знакомым и пациентам. А принося пользу хотя бы малой части общества, человек несет положительные изменения и в масштабах всей страны.

Роман “Отцы и дети”, по определению русского писателя Владимира Набокова, - это “не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX века”. Центральное место здесь занимают долгие споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Павла Петровича Кирсанова.

Эти герои отличаются друг от друга всем: возрастом, социальным положением, убеждениями, внешностью. Вот портрет Базарова: “высокого роста в длинном балахоне с кистями”, лицо “длинное и худое

С широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”; у героя тонкие губы, а “его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа”. А вот портрет главного базаровского оппонента: “…вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик… изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов”.

Павел Петрович лет на двадцать старше Базарова, но, пожалуй, даже в большей степени, чем он, сохраняет в своем облике приметы молодости. Старший Кирсанов - человек, чрезвычайно заботящийся о своей внешности, чтобы выглядеть как можно моложе своих лет. Так и подобает светскому льву, старому сердцееду. Базаров, напротив, о внешнем виде нисколько не заботится. В портрете Павла Петровича писатель выделяет правильные черты и строгий порядок, изысканность костюма и устремленность к легким, неземным материям. Этот герой и будет отстаивать в споре порядок против базаровского преобразовательского пафоса. И все в его облике свидетельствует о приверженности норме. Даже рост у Павла Петровича средний, так сказать, нормальный, тогда как высокий рост Базарова символизирует его превосходство над окружающими. И черты лица у Евгения подчеркнуто неправильные, волосы неухоженные, вместо дорогого английского костюма Павла Петровича у него какой-то странный балахон, рука красная, грубая, тогда как у Кирсанова - красивая рука “с длинными розовыми ногтями”. Зато широкий лоб и выпуклый череп Базарова выдают в нем ум и уверенность в себе. А у Павла Петровича лицо желчное, и повышенное внимание к туалету выдает в нем, тщательно скрываемую неуверенность в собственных силах. Можно сказать, что это постаревший лет на двадцать пушкинский Онегин, живущий в другую эпоху, в которой этому типу людей скоро уже не будет места.

Какую же позицию отстаивает в споре Базаров? Он утверждает, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Евгений глубоко убежден, что достижения современного естествознания в перспективе позволят решить и все проблемы общественной жизни. Прекрасное - искусство, поэзию - он отрицает, в любви видит только физиологическое, но не видит духовного начала. Базаров “ко всему относится с критической точки зрения”, “не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Павел Петрович же провозглашает, что “аристократизм - принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Однако впечатление от вдохновенной оды принципам заметно ослабляется тем обстоятельством, что оппонент Базарова на первое место ставит наиболее близкий себе “принсип” аристократизма. Павел Петрович, воспитанный в обстановке безбедного усадебного существования и привыкший к петербургскому светскому обществу, не случайно на первое место ставит поэзию, музыку, любовь. Он никогда в своей жизни не занимался никакой практической деятельностью, исключая короткую и необременительную службу в гвардейском полку, никогда не интересовался естественными науками и мало что в

них смыслил. Базаров же, сын небогатого военного врача, с детства приученный к труду, а не к праздности, кончивший университет, увлекающийся естественными науками, опытным знанием, очень мало в своей короткой жизни имел дело с поэзией или музыкой, может быть, и Пушкина-то толком не читал. Отсюда и резкое и несправедливое суждение Евгения Васильевича о великом русском поэте: “…Он, должно быть, в военной службе служил… у него на каждой странице: На бой, на бой! за честь России!”, кстати говоря, почти дословно повторяющее мнение о Пушкине, высказанное в беседе с Тургеневым писателем-разночинцем Н. В. Успенским (автор “Отцов и детей” называл его “человеконенавидцем”).

Базаров не имеет и такого опыта в любви, как Павел Петрович, потому и склонен слишком упрощенно относиться к этому чувству. Старшему Кирсанову уже довелось изведать любовные страдания, именно неудачный роман с княгиней Р. побудил его на долгие годы осесть в деревне у брата, а смерть возлюбленной еще сильнее усугубила его душевное состояние. У Базарова любовные муки - столь же неудачный роман с Анной Сергеевной Одинцовой еще впереди. Потому-то в начале романа он столь уверенно сводит любовь к известным физиологическим отношениям, а духовное в любви называет “романтической чепухой”.

Базаров - реалист, а Павел Петрович - романтик, ориентированный на культурные ценности романтизма первой трети XIX века, на культ прекрасного. И его, конечно, коробит от базаровских высказываний насчет того, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта” или что “Рафаэль гроша медного не стоит”. Здесь Тургенев с базаровской точкой зрения, безусловно, не согласен. Однако он не дает победы в этом пункте спора и Павлу Петровичу. Беда в том, что рафинированный аристократ-англоман не обладает не то что способностями Рафаэля, но вообще никакими творческими способностями. Его рассуждения об искусстве и поэзии, так же как и об обществе, - пустые и тривиальные, часто комичные. Достойным противником Базарову Павел Петрович никак не может быть. И когда они расстаются, старший из братьев Кирсановых “был мертвец”, конечно, в переносном смысле. Споры с нигилистом хоть как-то оправдывали смысл его существования, вносили некое “бродильное начало”, будили мысли. Теперь же Павел Петрович обречен на застойное существование. Таким мы его и видим за границей в финале романа.

Тургеневскому замыслу вполне отвечала победа Базарова над аристократом Кирсановым. В 1862 г. в одном из писем по поводу “Отцов и детей” Иван Сергеевич особо подчеркивал, что “вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса… Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью - если он не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели. Но “рассыропиться”, говоря его словами, я не хотел, хотя через это я бы, вероятно, тотчас имел молодых людей на моей стороне. Я не хотел накупаться на популярность такого рода уступками. Лучше проиграть сражение…, чем выиграть его уловкой. Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки, обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…” Сам Тургенев был представителем того же поколения, что и Павел Петрович, но из героев своего романа наибольшие симпатии испытывал к молодому нигилисту Базарову. В 1869 г. в специальной статье, посвященной “Отцам и детям”, писатель прямо указывал: “Я честно, и не только без предубежденья, но даже с сочувствием отнесся к выведенному мной типу… Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий все художественное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона - не из нелепого желания оскорбить молодое поколение (!!!)… “Эта жизнь так складывалась”, - опять говорил мне опыт, - может быть, ошибочный, но, повторяю, добросовестный… Личные мои наклонности тут ничего не значат; но, вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений Базарова на художества, - я разделяю почти все его убеждения. А меня уверяют, что я на стороне “Отцов”… я, который в фигуре Павла Кирсанова даже погрешил против художественной правды и пересолил, довел до карикатуры его недостатки, сделал его смешным!” Тургенев был честен как художник в той же мере, в какой был честен как человек, созданный его воображением персонаж. Писатель не хотел идеализировать Базарова и наделил своего героя всеми теми недостатками, которыми в избытке обладали его прототипы из радикальной разночинной молодежи. Однако Тургенев не лишил Евгения и русских корней, подчеркнув, что наполовину герой вырастает из русской почвы, коренных условий русской жизни, а наполовину формируется под влиянием привнесенных из Европы новых идей. И в споре с Павлом Петровичем Базаров, по убеждению писателя, да и любого вдумчивого читателя, прав в основных своих позициях: в необходимости подвергать сомнению сложившиеся догмы, неустанно трудиться на благо общества, критически относиться к окружающей действительности. Там же, где Базаров не прав, в утилитарных взглядах на природу прекрасного, на литературу, на искусство, победа все равно не остается на стороне Павла Петровича.


Роман был задуман в городке Вентнор на английском острове Уайт летом 1860 года. Сначала Тургенев набросал предварительный портрет главного героя Евгения Базарова: "Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ". В реальной жизни существовали прототипы, которые легли в основу образа Евгения Базарова - это Добролюбов, Павлов и Преображенский. Тургенев писал "Отцов и детей" с тайной надеждой, что современное общество прислушается к нему, что "правые" и "левые" одумаются и воссоединятся.

Тургенев мечтал о "едином и дружном всероссийском культурном слое общества". Но надежды не оправдались: появление романа вызвало эффект, обратный ожидаемому. Назревал мучительный разрыв Тургенева с русским читателем.

Главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров. Он нигилист, все отрицает: искусство, поэзию, религию, музыку и даже любовь во всех ее проявлениях. Базаров все привык проверять опытным путем. Прежде чем не проверит услышанное, он этому не поверит. Базаров по натуре - настоящий революционер, привыкший скрывать свои чувства в самой глубине души.

Аркадий, друг Базарова, во всем пытается ему подражать, хочет быть похожим на него. Особенно хорошо это заметно в картине встречи Аркадия с отцом. Он искренне любит отца, это видно по всему, но намеренно называет его "папаша", разговаривает с ним небрежно, не дает себя обнять, говорит: "Дай же отряхнуться, папаша". Таким обращением к отцу Аркадий просто хочет подчеркнуть в глазах Базарова свою состоятельность, но на самом деле ему бы очень хотелось сказать отцу множество ласковых слов после долгой разлуки, броситься в его объятия. Но рядом стоит Евгений, и Аркадий топчет в себе эти чувства. Это легко доказывается тем, что однажды, забывшись, Аркадий назвал Николая Петровича "отцом", а не "папашей". Когда же они ехали на тарантасе в имение Кирсановых, Аркадий разговорился с отцом и невзначай сказал: "Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях!" Из этих слов видно, что Аркадий очень любит свое имение, потому что здесь он родился и вырос, но Базаров отрицает и любовь к родине, потому Аркадий "вдруг остановился, бросил косой взгляд на Базарова и умолк". Он просто испугался своих чувств, испугался осуждения Евгения. Аркадий боится ошибиться перед Базаровым, как ученик боится ошибиться перед своим учителем. Аркадий очень дорожит дружбой Евгения, он даже говорит отцу: "Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой". Даже в споре Павла Петровича Кирсанова и Базарова Аркадий был на стороне друга, ради него он выступил против отца и дядюшки.

Но вот на пути Аркадия и Базарова встает Анна Сергеевна Одинцова. На балу у губернатора, где они повстречали ее впервые, Аркадий знакомится с ней через Ситникова и сразу влюбляется. Но Анна Сергеевна расспрашивает его все больше об Евгении, и он расхваливает его женщине, которая нравится ему самому, до того велик авторитет Базарова в глазах Аркадия. Позже, когда Одинцова приглашает их в свое имение, она обращает внимание только на Евгения, разговаривает только с ним, ей только с ним интересно. Аркадий же для Анны Сергеевны был чем-то вроде младшего брата, она относилась к нему снисходительно. Аркадий все это видел и понимал, он заметил и перемены в поведении Базарова и понял, что друг влюбился в Одинцову. Аркадий ревновал Анну Сергеевну, томился в обществе Кати, страдал, но ни одним словом не упрекнул ни в чем Базарова. Он искренне считал его невиновным в таком повороте событий. И Аркадий отказывается от личного счастья, от своей любви во имя счастья друга. Усмирив в душе ревностные порывы, Аркадий перестает тяготиться обществом Кати и незаметно для самого себя влюбляется в нее, хотя сам себе в этом не признается.

Итак, Аркадий и Базаров все меньше времени проводят вместе и отношения между ними начинают меняться. Евгений перестал говорить с Аркадием об Одинцовой, перестал бранить ее "аристократические замашки", однако Катю он хвалил по-прежнему, но похвалы его стали торопливы, советы сухи. Вообще, Базаров с Аркадием разговаривал теперь гораздо реже, чем раньше, "он как будто избегал, как будто стыдился его".

И вот настал момент, когда отношения Евгения и Аркадия совсем остыли. Затем они уезжают от Одинцовой по инициативе Базарова, потому что Анна Сергеевна отвергла его. И отношения друзей вроде бы начинают восстанавливаться. Но тут Аркадий чувствует, что у Базарова с Одинцовой что-то произошло, видит, что друг больше не стоит на его пути, и уезжает снова в имение Анны Сергеевны. Но Аркадий просчитался: отношение Одинцовой к нему ничуть не изменилось, - и он вновь оборачивает свои чувства на Катю.

Аркадий и Евгений перестают общаться вовсе. Последней каплей перед их разрывом становится дуэль Павла Петровича с Базаровым. После этого происшествия Базаров просто не может более оставаться в имении Кирсановых. Он едет к Аркадию проститься, потому что он-то давно заметил, что они с Аркадием совершенно разные люди, что они никогда не смогут понять друг друга. Он видел, что Аркадию очень трудно сдерживать свои чувства и притворяться, что у него их и вовсе нет. Но со стороны Аркадия Базаров встречает искреннее сожаление об их разрыве. До самой последней минуты, пока Евгений не сказал прямо, что хочет прервать отношения и с Аркадием, тот не хотел верить в это. Аркадий говорит: "Я надеюсь, что ты не думаешь расстаться со мной". Но Базаров, снова пряча свои чувства в глубину души, грубо прерывает Аркадия и почти с презрением отвечает: "Будто это так огорчит тебя? Мне сдается, что ты уже расстался со мною. Ты такой свеженький да чистенький..." Базаров и сам-то не верит в то, что говорит. Аркадий пытается ему противоречить, но Евгений смело ставит точку в их дружбе: "Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись". Аркадий потрясен этим высказыванием Базарова, и, не находя в себе сил более говорить на эту тему, быстро переводит разговор на то, что Базаров должен проститься и с Анной Сергеевной. После этого разговора, несомненно, в душе Базарова оставались еще сомнения в правильности своего поступка, просто он этого не показывал. В конце, когда Аркадий объявляет, что женится на Кате, сомнения Евгения полностью исчезают. Теперь он совершенно уверен, что так и нужно было сделать, потому что он хорошо понимал, что станет большой помехой браку и счастью Аркадия. Он говорит напоследок как будто напутственные слова другу: "Мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь... ты поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан". В сцене прощания Базарова с Аркадием вырисовывается резкое различие их характеров: Аркадий на этот раз не смог сдержать своих чувств и расплакался на плече Евгения; Базаров же сумел сдержать себя, хотя его тоже задело за живое и это прощание, и слезы Аркадия. Но Евгений стал все-таки мягче, он уже не обзывает Аркадия "свеженьким да чистеньким", не называет "глупцом" и "неженкой", хотя и прощается с ним все равно довольно холодно, на то он и есть нигилист.

Концовка романа показывает нам, что разлука между Базаровым и Аркадием действительно оказалась вечной. На этом свете они больше не встретились - Евгений умер. Если посмотреть теперь на их отношения, то можно убедиться, что Аркадий действительно дорожил дружбой Базарова, он даже отказался от любви, чтобы не потерять эту дружбу. Аркадий доверял Базарову, искренне считал его авторитетом и во всем подражал ему. Но считал ли Базаров Аркадия настоящим другом? Скорее всего, нет. У Евгения нет друзей, потому что он не встречал еще человека, "который бы не спасовал перед ним". Базаров по жизни один, сам по себе, "стоит на холодной высоте трезвой мысли", и его не тяготит это одиночество, он весь поглощен собой и работой. Он не чувствует потребности в каком-нибудь другом человеке отыскать сочувствие и понимание. Когда ему в голову приходит какая-нибудь мысль, он просто высказывает ее, не обращая внимания, согласны ли с его мнением слушатели и приятны ли им его идеи. Но все-таки чаще всего он даже не чувствует потребности высказаться, думает про себя и изредка роняет беглое замечание, которое подхватывают такие ученики, как Аркадий. Базаров замкнулся, закрылся в самом себе, потому что вокруг него вовсе нет родственных ему душ. Я считаю, что Евгений поступил правильно, разорвав отношения с Аркадием. Если бы он этого не сделал, Аркадий так бы и стремился за ним всю свою жизнь, не имел бы собственных идей и взглядов, может, даже не был бы счастлив в браке, так как Базаров-то отрицает любовь. Хотя сам Евгений все же влюбился в Одинцову, но скрыл это от Аркадия, потому что ему было стыдно, что он изменил своим жизненным принципам тотального отрицания. Аркадий зажил спокойной жизнью без Базарова, и Евгений, в свою очередь, это хорошо понимал. Даже перед смертью он не захотел разрушать покой тихой жизни Аркадия и не позвал его к себе проститься. Он захотел видеть только Одинцову, женщину, которая смогла заставить его принять любовь, несмотря на то, что он всю свою сознательную жизнь отрицал это чувство. Может быть, даже в тот момент, когда Евгений умирал, он все равно любил Одинцову, несмотря на ее отказ. Возможно, Базаров даже и забыл в те тяжкие минуты о бывшем друге Аркадии, потому что не могут долго находиться рядом два совершенно разных человека, не могут дружить по-настоящему, если в их душах нет ни капли родственного.