Почему человек в космосе лишний? Зачем люди летают в космос? Вход только для автоматов

С тех пор, как Юрий Алексеевич вышел на орбиту, человечество только и говорит о том, что оно должно быть в космосе. Про это снимают фильмы, пишут книги, обсуждают на YouTube и в других местах. При этом, трудностей в вопросе космических исследований, до сих пор очень много. Те, кто занимается космосов тратят миллиарды долларов на его освоение. При этом, занимаются таким вопросами не только целые государства, но и частные компании. Так стоит ли игра свеч или лучше доверить это роботам и другим механизмам и не рисковать жизнями космонавтов? Давайте порассуждаем.

Ракета может унести в космос не только человека с кучей вещей, которые нужны ему для выживания, но и неприхотливого робота.

В чем же целесообразность нахождения человека в космосе? Можно найти только пару объективных причин. В первую очередь, это вопрос престижа страны. Так уж повелось, что гражданин страны на орбите становится предметом гордости ее правительства. Тут есть даже некий политический вопрос. Не зря же при перечислении состава экипажа МКС обязательно называют их национальности.

Искусственные спутники могут быть автономными. Это существенно облегчило бы обеспечение полета.

Вторым моментом является изучение того, как нахождение в космосе влияет на организм человека. Такие исследования нужны для того, чтобы быть готовыми покорять другие планеты. Рано или поздно наступит время, когда надо будет этим заняться, и тогда собранные знания могут очень пригодиться. Проблема только в том, что МКС находится слишком близко к Земле и судить о состоянии здоровья людей можно только с точки зрения нахождения в невесомости, без учета других малоизученных факторов.

Нужен ли человек в космосе

В последнее время исследования космоса в основном связаны с военной промышленностью и изучением космоса не ради космоса, а ради удовлетворения земных потребностей. Примерами могут служить метеорологические исследования, системы связи, методы позиционирования и тому подобное. То есть совсем не исследования, касающиеся полета к дальним Галактикам.

Даже отправка человека на Луну была больше «имиджевой» темой, так как в первую очередь была призвана показать, какая страна первой сделает это. С точки зрения изучения поверхности спутника большая часть данных была собрана, когда аппарат Рейнджер-7 передал почти четыре с половиной тысячи фотографий в высоком качестве, прежде чем навечно остался на поверхности Луны.

Вторым, наверное, самым удачным примером будут аппараты и Вояджер-2, запущенные еще в 1977. Они сделали существенно больше, чем любой человек в космосе. Чего стоит только выход за пределы солнечной системы, исследования солнечного ветра и детализированные фотографии Урана, Нептуна, Сатурна и его спутника Титана. Опять же, все это было возможно без непосредственного участия человека.

Космический аппарат «Вояджер», который уже «срулил» от нес за пределы Солнечной системы. Человек не выдержал бы несколько десятилетий в космосе.

Только представьте, что в одном из перечисленных аппаратов сидел бы человек. Зачем? На этот вопрос нет ответа. При этом, не стоит забывать, что аппаратам, перечисленным выше, более 40 лет, и их вычислительная мощность меньше, чем у современного смартфона. А теперь представьте, что можно сделать с нынешним уровнем развития компьютеров.

Именно поэтому, можно смело сказать, что за компьютерами и автоматизированными системами. Человеку же в этой системе отведена роль обслуживающего персонала. Он сможет провести ремонт, проконтролировать правильность работы автоматизированных систем и при необходимости внести коррективы.

Как дальше будут развиваться исследования космоса?

Согласно официальным данным, до 2025 года NASA планирует полностью перестать финансировать МКС и свернуть участие в этом проекте, передав свой сегмент в эксплуатацию коммерческим партнерам. На них агенство и будет полагаться в реализации исследовательских проектов. Косвенно это может говорить о том, что деньги теперь будут вкладываться в исследования автономных систем и создание станции, которая сможет работать почти полностью автономно. Она будет требовать минимального вмешательства человека. Скорее всего, на ней даже не будет постоянного экипажа, а будут периодические экспедиции для проведения необходимых работ.

Все это вписывается не только в логику современного мира, где все больше задач перекладывается на плечи роботов и компьютеров, но и в логику изучения космоса, которая говорит о бессмысленности больших затрат человеческих и финансовых ресурсов, если их КПД существенно ниже на фоне роботов.

Уже сейчас есть много видов работ, которые роботы делают в космосе лучше человека. Их множество, начиная от автоматического управления станциями и кораблями и заканчивая автономными марсоходами и луноходами. А теперь представим, что в наше время автоматизировать и перевести на удаленное управление можно и другие процессы. Получается, что вопрос с нахождением человека в космосе становится все менее актуальным? Выходит, что это так…

Как вы думаете, стоит ли человеку дальше упорствовать в вопросе освоения космоса? Или лучше доверить это дело машинам, а потом прийти, что называется, на все готовое? Напишите свое мнение в нашем специальном Telegram-чате . Там вообще много всего интересного.

С древнейших времен человечество стремилось расширить сферу своего обитания. Вначале первобытные племена осваивали близлежащие районы, перемещаясь вслед за животными или спасаясь от суровых климатических условий. Цивилизация развивалась, поэтому людям требовались новые пространства для разведения скота и добычи полезных . Постепенно люди заселили все пригодные для обитания области суши.

Освоением поверхности земли люди не ограничились. По прошествии многих веков появилась техническая возможность приступить к исследованию океанских глубин и покорить самые высокие слои атмосферы. Недоступным оставался только космос, с которым люди связывали самые радужные надежды.

Человек издавна заглядывался на полное мерцающих звезд небо, ломая голову над устройством Вселенной и мечтая отправиться на поиски новых . Но только появление ракетной техники позволило преодолеть силу земного притяжения и отправить на околоземную орбиту вначале искусственные спутники, а затем и человеческие экипажи. В истории наступил совершенно новый период, благоприятный для дальнейшего развития цивилизации.

Космос и наука

На первом этапе освоения космического пространства человек стремился лишь расширить свои представления об устройстве мира. Главным достижением новой космической техники стало непосредственное наблюдение физических явлений, которому раньше мешала атмосфера. К примеру, космические аппараты позволили увидеть более спектр излучений – от гамма-лучей до длинных радиоволн. Так было положено начало внеатмосферной астрономии.

Вывод на околоземную орбиту оптических телескопов дал возможность качественно усилить их разрешающую способность. В результате границы непосредственно наблюдаемой Вселенной расширились, а на снимках из космоса ученые сумели рассмотреть объекты, ранее недоступные для изучения.

За последние десятилетия астрономические исследования, ведущиеся с околоземной орбиты, позволили обнаружить у других звезд планетные системы.

Выход в ближайшее космическое пространство дал толчок развитию многих прикладных наук, включая географию, геодезию, картографию, метеорологию. Данные, получаемые с космических аппаратов, позволяют точнее прогнозировать изменения климата и погодных условий в конкретных регионах, предсказывать наступление стихийных бедствий. Космические технологии стали незаменимым средством для организации всей хозяйственной жизни современной цивилизации.

Космос и будущее человечества

Ресурсы Земли огромны, но все же ограничены. В будущем неизбежно настанет момент, когда человечеству придется изыскивать новые источники топлива и сырья для промышленного производства. Поэтому исследование планет, входящих в Солнечную систему, учитывает потенциальную возможность их хозяйственного освоения и заселения.

Получив доступ к ресурсам других космических объектов, человек сможет расширить свои технологические возможности.

Самые большие надежды ученые и футурологи связывают с исследованиями Луны, Венеры и Марса. Конечно, может пройти несколько столетий, прежде чем люди смогут не просто посетить ближайшие к Земле планеты, но и качественно освоить их, подчинив своим интересам. На данном этапе речь может идти пока лишь к Венере и Марсу пилотируемых аппаратов, экипажи которых будут способны на месте оценить пригодность этих планет для обитания и освоения.

Писатели-фантасты шагнули еще дальше в будущее. В произведениях, относящихся к космической тематике, уже несколько десятилетий обсуждаются проекты масштабной астроинженерной деятельности земной цивилизации. Как правило, сбываются именно самые смелые предсказания фантастов. Не исключено, что в отдаленном будущем человечество действительно найдет способы по-своему устроить Вселенную, распространив свое влияние на самые дальние уголки космического пространства.

К моменту высадки на Луну в 1969 году многие люди думали, что к началу 21 века космические путешествия станут обычным делом, мы сможем посещать другие планеты в нашей Солнечной системе и, возможно, даже рискнем отправиться в межзвездное пространство. К сожалению, такое будущее еще не наступило. Более того, люди вообще стали задаваться вопросом, нужны ли нам космические путешествия. Может быть, стоит оставить освоение космоса частным компаниям?

Но те, кто долгое время мечтал о том, что люди станут космической цивилизацией, утверждают, что освоение космоса предоставит хорошие преимущества и здесь, на Земле, в областях вроде здравоохранения, и безопасности. Вдохновение тоже будет. Вот несколько наиболее убедительных аргументов для продолжения освоения космоса.


Если мы не хотим однажды встретить судьбу динозавров, нам нужно защитить себя от угрозы попадания большого астероида. По данным NASA, примерно раз в 10 000 лет каменный или железный астероид размером с футбольное поле может врезаться в поверхность нашей планеты и вызвать цунами, возможно, достаточно большие, чтобы затопить прибрежные районы.

Но на деле бояться нужно настоящих монстров - астероидов в 100 метров в поперечнике или больше. Столкновение с таким гигантом вызовет огненный шторм из нагретых осколков и заполнит атмосферу пылью, блокирующей свет солнца, что уничтожит наши леса и поля. Если кто и выживет, он будет серьезно голодать. Мудро финансируемая космическая программа позволила бы нам обнаружить опасный объект задолго до того, как он поразит Землю, и отправить космический аппарат, который смог бы с помощью направленного взрыва направить астероид на другой курс.

Оно приведет к великим изобретениям


Очень много устройств, материалов и процессов, изначально разработанных для космической программы, нашли применение на Земле - их было так много, что у NASA появился офис, который ищет способы перепрофилирования космических технологий в продукты. К примеру, все мы знакомы с сухой заморозкой еды, но есть и другие варианты. В 1960-х ученые NASA разработали пластик, покрытый металлическим отражающим материалом. При использовании в одеяле он отражает 80% тепла тела его хозяину - это помогает жертвам катастрофы и пост-марафонцам оставаться в тепле.

Еще более интересной и ценной новинкой стал нитинол - гибкий, но упругий сплав, разработанный для того, чтобы спутники могли расправляться после того, как их упаковали в ракету. Сегодня ортодонты оснащают пациентов скобами, сделанными из этого материала.

Оно будет полезно для здоровья


породила множество медицинских инноваций, которые нашли применение на Земле, например, способ доставки противораковых лекарств непосредственно к опухоли; устройство, которое позволяет медсестре проводить УЗИ и передавать результаты врачу за тысячи километров; роботизированный манипулятор, который может выполнять сложную операцию внутри аппарата МРТ.

Ученые NASA, стремясь защитить астронавтов в условиях микрогравитации космоса, также помогли фармацевтической компании испытать Prolia, препарат, который сегодня может спасти пожилых людей от остеопороза. Легче было испытать лекарство на астронавтах, которые теряют 1,5% костной массы каждый месяц, нежели на пожилой женщине на Земле, которая теряет 1,5% ежегодно из-за остеопороза.

Исследование космоса - источник вдохновения


Если мы хотим, чтобы наши дети в этом мире стремились стать великими учеными и инженерами, а не рэперами, ведущими реалити-шоу или финансовыми магнатами, очень важно вдохновить их на правильную деятельность.

«Я могу стоять перед восьмиклассниками и говорить: кто хочет стать аэрокосмическим инженером, который построит самолет на 20% более энергоэффективный, чем тот, на котором летали ваши родители? Но это не работает. Однако если я спрошу: кто хочет быть аэрокосмический инженером, который спроектирует самолет, который будет ориентироваться в разреженной атмосфере Марса? Я получу лучших учеников в классе».

Это важно для государственной безопасности


Ведущие мировые страны должны обнаруживать и предотвращать враждебные намерения или террористические группы, которые могут развернуть оружие в космосе или атаковать навигационные, коммуникационные спутники и спутники наблюдения. И хотя США, Россия и Китай в 1967 году заключили договор о неприкосновенности территории в космосе, на нее могут позариться другие страны. И не факт, что договоры прошлого можно пересмотреть.

Даже если эти ведущие страны в большей части освоят ближайший космос, им нужно будет быть уверенными в том, что компании могут добывать полезные ископаемые на Луне или астероидах, не переживая, что их будут терроризировать или узурпировать. Очень важно настроить дипломатические каналы в космосе, с возможным военным использованием.

Нам нужно космическое сырье


В космосе есть золото, серебро, платина и другие ценные вещества. Много внимания привлекли мероприятия частных компаний, которые предусматривают добычу полезных ископаемых на астероидах, но космическим шахтерам не придется далеко ходить, чтобы найти богатые ресурсы.

Луна, к примеру, является потенциально прибыльным источником гелия-3 (используется для МРТ и в качестве потенциального топлива для атомных электростанций). На Земле гелий-3 настолько редкий, что его цена достигает 5000 долларов за литр. Также Луна может быть потенциально богатой редкоземельными элементами вроде европия и тантала, которые пользуются большим спросом для использования в электронике, солнечных панелях и других продвинутых устройствах.

Государства могут мирно работать вместе


Ранее мы уже упомянули о зловещей угрозе международного конфликта в космосе. Но все может быть и мирно, если вспомнить о сотрудничестве разных стран на Международной космической станции. Космическая программа США, например, позволяет другим странам, большим и не очень, объединять свои усилия в исследовании космоса.

Международное сотрудничество на поле космоса будет исключительно взаимовыгодным. С одной стороны, большие расходы были бы распределены на всех. С другой - это помогло бы установить тесные дипломатические отношения между странами и создать новые рабочие места для обеих сторон.

Оно помогло бы ответить на большой вопрос


Почти половина людей на Земле считает, что где-то в космосе есть жизнь. Четверть из них думает, что инопланетяне уже посещали нашу планету.

Однако все попытки найти в небе признаки других существ оказывались бесплодными. Возможно, потому что земная атмосфера мешает сообщениям доходить до нас. Вот почему те, кто занимается поиском внеземных цивилизаций, готовы разворачивать еще больше орбитальных обсерваторий вроде . Этот спутник будет запущен в 2018 году и сможет искать химические признаки жизни в атмосферах далеких планет за пределами нашей Солнечной системы. Это только начало. Возможно, дополнительные космические усилия помогут нам, наконец, ответить на вопрос, одиноки ли мы.

Людям нужно утолять жажду исследований


Наши первобытные предки распространились из Восточной Африки по всей планете, и с тех пор мы не останавливаем движением. Мы ищем свежие территории за пределами Земли, поэтому единственный способ утолить это первобытное желание - отправиться в межзвездное путешествие на несколько поколений.

В 2007 году бывший администратор NASA Майкл Гриффин (на фото выше) провел различие между «приемлемыми причинами» и «реальными причинами» освоения космоса. Приемлемые причины могли бы включать экономические и национальные преимущества. Но реальные причины будут включать такие понятия, как любопытство, соревнование и создание наследия.

«Кто из нас не знаком с этим чудесным волшебным трепетом, когда мы видим что-нибудь новое, даже по телевизору, что никогда не видели раньше? - говорил Гриффин. - Когда мы делаем что-то ради реальных причин, не довольствуясь приемлемыми, мы производим наши лучшие достижения».

Нам нужно колонизировать космос, чтобы выжить


Наша способность выводить спутники в космос помогает нам наблюдать и бороться с насущными проблемами на Земле, от лесных пожаров и разливов нефти до истощения водоносных горизонтов, которые нужны людям для снабжения питьевой водой.

Но наш рост населения, жадность и легкомыслие приводят к серьезным экологическим последствиям и повреждениям нашей планеты. Оценки 2012 года говорили о том, что Земля сможет выдержать от 8 до 16 миллиардов человек - а ее население уже перешагнуло отметку в 7 миллиардов. Возможно, нам нужно быть готовыми к колонизации другой планеты, и чем быстрее, тем лучше.

Видимо, не случайно совпавшие по времени празднование юбилея полета Юрия Гагарина и сообщения об отставке главы Роскосмоса Анатолия Перминова обозначили два важных момента. Первый — космические амбиции России по-прежнему лежат не только в области технологий и орбитальной коммерции, но и в области политики, так как статус космической державы важен как на международной арене, так и в пространстве внутренней политики. Второй — никакой ясности, зачем космос может практически понадобиться России (да и любой другой стране), на сегодняшний день нет. Дмитрий Медведев с одобрением относится к идее полета на Марс, обозначив таким образом , при этом многие ученые считают затею с пилотируемыми полетами к другим планетам бессмысленной и абсурдно дорогой. Так что же нам нужно в космосе?

Каждый третий бит через космос

До 1961 года утверждение, что в ХХ веке человечество вступает в эпоху новой — космической — формации, казалось продуктом умозрительного и эксцентричного философствования. После запуска первого искусственного спутника Земли и особенно полета Юрия Гагарина оно стало тривиальным. Сейчас это просто констатация факта, общественная значимость которого стала очевидной за время жизни буквально одного поколения. Космическое измерение человека, о котором брались судить преимущественно эзотерики и мистики, стало индустриальной практикой, в которой участвуют и плодами которой пользуются огромное количество людей. А также эффективным методом накопления, переработки, передачи и производства информации.

Выход в космос обозначил фазовый цивилизационный переход, случившийся даже быстрее, чем индустриальная революция XVII--XIX веков.

«Сейчас основное противостояние сосредоточено в глобальной информационной инфраструктуре, — подводит итог полувекового развития космонавтики президент РКК «Энергия» Виталий Лопота. — А учитывая, что каждый третий бит информации уже передается через космос, то мы, для того чтобы быть сильными и уметь себя эффективно защищать, должны уметь локально искажать это информационное поле... Кто владеет космосом — владеет миром».

Скачок произошел настолько быстро, что вызвал противоречие между новой реальностью и устоявшимися стратегиями выживания людей. Эта асимметрия дает знать о себе в общественной критике космических инициатив как некой выдумки ученых и политиков, дорогостоящего, сложного, небезопасного и совсем не обязательного ответвления человеческой активности, которая вполне может обойтись без космоса.

В России второй половины 80-х и 90-х такая точка зрения становится доминирующей: с наступлением перестройки российская космическая инициатива стала восприниматься на родине Гагарина как отвлеченная идея, не имеющая прямого отношения к жизни.

Как красивый непрактичный лейбл, доставшийся в наследство от СССР наряду с балетом.

И у этого были конкретные причины. СССР создал мощнейшую космическую индустрию, запрограммированную на устойчивое производство инновационных технологий. Однако для экономики страны эти технологии оставались чересчур «штучными», «витринными». В результате советский космический инженер так и не смог победить в споре с практичным обывателем, как это сделал инженер американский, предложивший наклеивать этикетки «Made in NASA» практически на все детали семейного американского автомобиля. Результат известен.

«Два с половиной поколения российской молодежи мы потеряли на экономическое, юридическое и социальное образование, — подводит итоги непростого для российского космоса переходного периода Виталий Лопота. — Но даже наш президент сказал, что только с юристами и экономистами будущего нам не построить...»

Небесный тупик

Сергей Павлович Королев (имя которого, кстати, было рассекречено только после его смерти: даже в воспоминаниях Гагарина он фигурирует как Главный конструктор, а Мстислав Всеволодович Келдыш как Теоретик космонавтики), писал еще в 1960 году:

«Появятся искусственные спутники Земли для различных народнохозяйственных целей. Они будут предназначены, например, для ретрансляции радиопередач и телевидения, для службы погоды, для астрономических наблюдений. Появятся и многоместные корабли-спутники экскурсионного назначения. Любознательные космические туристы в воскресный день смогут обстоятельно осмотреть с них весь земной шар. Пусть это сегодня еще фантазия, но вспомним еще раз, что в нашей жизни действительность иногда обгоняет самую смелую мечту».

Тут непонятно, чему удивляться больше — тому, как точно предсказал Королев развитие событий, или тому, как мало отклонилось развитие космонавтики от прогноза полувековой давности.

И пускай космические туристы сегодня не отправляются в космос по выходным — сегодня это лишь вопрос рентабельности. А она сегодня выглядит так:

«Космическая деятельность по своим основным видам в порядке убывания рентабельности делится следующим образом: телекоммуникации, запуски, навигация, космическая съемка, пилотируемые полеты. Для наиболее зрелых в коммерческом отношении видов деятельности (телекоммуникации, запуски) в мировой практике обычно требуется лишь разумная законодательная поддержка. Навигационные программы и программы космической съемки предполагают элементы частно-государственного партнерства. Пилотируемый, научный космос являются фактически чисто дотационными», — , генеральный директор ИТЦ «Сканэкс», работающего в сфере дистанционного зондирования Земли.

За пределами же понятного коммерческого использования орбиты горизонты развития космической программы человечества сегодня совершенно не ясны.

Дорогостоящие полеты человека значительно уступают беспилотникам по научной ценности (стоит только вспомнить зонды Voyager — первые космические аппараты, покинувшие пределы Солнечной системы, и миссии NASA к другим планетам). Символические полеты людей сильно подорожали и потеряли былую имиджевую привлекательность. Если полет Гагарина не был дорогим даже для советской послевоенной экономики («Мы потратили на полет Гагарина в космос меньше, чем сейчас Абрамович тратит на яхты», — ), то современный космос куда «тяжелее». «Мое твердое убеждение - пилотируемые полеты на Марс в XXI веке технически возможны, но не нужны. Амбициозная цель не оправдает огромные затраты и риск. Зачем выкладывать не менее 300-500 миллиардов долларов, оплачивая труд сотен тысяч рабочих, инженеров, ученых, если на все интересующие землян вопросы способны ответить марсианские роботы, управляемые учеными с Земли?» — так соратник С. П. Королева Борис Черток постулирует преимущества беспилотного космоса.

В космосе делить нечего

Полвека назад идея, казавшаяся не более чем идеей, совпала с политической волей, полностью контролировавшей распределение материальных и энергетических ресурсов самой большой страны.

«Режим мобилизационной экономики и установление полного идеологического единства государства и науки стали обязательными условиями для реализации тех задач. Ни о чем похожем на коррупцию или вывоз капитала мы, конечно, даже и не слышали», — вспоминает историю подготовки первого в мире космического пилотируемого полета в космос Борис Черток.

Времена изменились, и гармония между властями и космическими инженерами возникает сейчас разве что в моменты громких юбилеев, когда и тем и другим есть что вспомнить и чем гордиться.

«Сегодня успешное развитие орбитальной космонавтики возможно только в рамках международного сотрудничества, — констатирует генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота. — Если нам есть что делить на Земле, то в космосе делить нечего. На МКС люки между национальными отсеками всегда открыты. И только когда идут работы по заказу оборонных ведомств, космонавты, конечно, просят не заходить без спроса в свои отсеки».

Однако, в какой степени национальным станет решение более нетривиальных, чем орбитальная космонавтика, задач, ясно пока не очень. Освоение Луны частному бизнесу пока не по силам. При этом все страны, инвестирующие в космическую индустрию, уже заявили о создании в ближайшем будущем своих лунных баз (обитаемых — США и Китай, или автоматических — Япония и Россия). В случае пилотируемой экспедиции на Марс национальная схема успеха уже не гарантирует, и здесь кооперация необходима объективно, хотя бы в силу различного характера знаний и опыта, накопленного в космосе. Россия, например, остается лидером в разработке систем жизнеобеспечения, США — в системах пилотируемой высадки и старта с неземной поверхности.

Несмотря на то что в ближней перспективе будущее пилотируемой марсианской экспедиции остается туманным, Россия пытается закрепить за собой позиции в межпланетной космонавтике, инвестируя в космонавтику орбитальную.

Кроме функционирующего российского сегмента МКС, ключевым проектом станет введение в коммерческую эксплуатацию российской ядерной ракетно-двигательной установки (ЯРД), необходимой для увеличения российской доли в обслуживании геостационарной орбиты, рыночная емкость которой оценивается в 80 млрд долларов (только стоимость лицензирования геостационарных точек уже колеблется от 20 до 50 млн долларов и будет расти).

По словам Виталия Лопоты, аванпроект российского ЯРД уже прошел стадию апробации в РКК «Энергия».

Кроме коммерчески выгодной высокоорбитальной эксплуатации, такой ЯРД может быть использован в качестве силовой установки межпланетного экспедиционного комплекса, поскольку двигатели на химическом топливе для пилотируемых межпланетных полетов не годятся. Серьезность намерений космических ведомств в этой области демонстрирует состоявшаяся на прошлой неделе встреча представителей Роскосмоса и NASA, где обсуждался совместный проект по созданию корабля с ядерной установкой, предназначенного для полетов за лунную орбиту. Уходящий в отставку глава Роскосмоса Перминов полагал, что сознание ракеты с таким двигателем возможно к 2019 году, а полет на Марс к 2025-му.

На Марс?

При этом идеологическая основа нового этапа космической экспансии, как и ее цели, остается смутной. Недавнее заявление знаменитого физика Стивена Хокинга о том, что освоение космоса является единственной гарантией выживания человечества, стремительно несущегося к самоуничтожению, — слабый аргумент в эпоху прагматики и финансовых кризисов. Похоже, что основным стимулом является по-прежнему страх — страх отставания уже не в гонке вооружения, а в технологической гонке. Хотя прямые дивиденды от развития за пределами земной орбиты пока не ясны, путь на Марс обещает создание множества новых технологий двойного назначения, а значит, выживание в постиндустриальном мире.

У России в области высших мотиваций есть, как всегда, экзотический приоритет.

При переборе возможных сценариев будущего и точек опоры в нем к идеям русских философов-космистов наши интеллектуалы и политики обращаются в последнюю очередь. Это вполне естественно: трудновато было бы премьер-министру или президенту объяснять увлеченность идеей самого радикального представителя этого направления Николая Федорова о воскрешении всех мертвых и расселении их по Вселенной. И одновременно тут есть определенный исторический парадокс. Из всех упражнений русской философской мысли — от религиозно-охранительных до радикально-левацких — только идеи русского космизма были реализованы на практике с однозначно позитивным результатом. Работы Циолковского, предвосхитившие развитие космонавтики как минимум на столетие вперед, — пример в данном случае хрестоматийный.

Самое же странное то, что даже такие эзотерические опыты, как «Философия общего дела» Николая Федорова, могут быть воплощены в жизнь.

Нейрофизиология и нейроинформатика сегодня пытаются теоретически обосновать технологию записи сознания на небиологические носители, рассматривая эту задачу как бесконечно сложную, но уже не абсурдную. Кроме практической реализации федоровской имморталистской идеи (о которой стыдятся говорить гуманитарии, но не стыдятся нейрофизиологи и специалисты по искусственному интеллекту), это снимет проблему жизнеобеспечения в космосе (последняя окажется просто не нужна), обеспечив системный прорыв в космонавтике.

Пока подобные рассуждения лежат в зыбкой области футурологической спекуляции.

Но какая бы идея космического проекта ни обсуждалась, в конечном счете без нее не обойтись, потому что свернуть космическую программу просто не удастся.

Не только потому, что это как минимум не позволят сделать амбиции новых игроков — Китая и Индии, для которых, как для СССР и США пятьдесят лет назад, космос является продолжением политики, средством достижения статуса мировой державы.

Просто стоит помнить, что Космосом древние называли мир. Можно игнорировать идею, но вот от мира никуда не убежишь точно.

Большинство ученых не видят особого интереса в обитаемых космических полетах, однако подобных проектов становится все больше, как со стороны НАСА, так и со стороны Китая и частных компаний.

Зачем подниматься на Эверест? «Потому что он есть», — ответил британский альпинист Джордж Мэллори (George Mallory) перед тем, как отправиться в путь. Его тело обнаружили на гималайских склонах в 1999 году, через 75 лет после начала экспедиции на вершину.

Зачем лететь на Марс? «Из спортивного интереса. Это единственная, но значимая причина», — заявил в 1988 году в интервью Ciel & Espace Юбер Кюрьен (Hubert Curien), министр науки и один из отцов-основателей европейской космической программы.

То есть, присутствие человека в космосе — бесполезное достижение? Нога человека ступала на поверхность Луны в последний раз 45 лет назад («Аполлон 17»). Маловероятно, что он вернется туда раньше, чем через десять лет. Кроме того, не исключено, что это будет китаец. Финансируемая до 2024 года Международная космическая станция поглощает основную часть инвестиций в исследование космоса. Тома Песке (Thomas Pesquet) провел там полгода, но едва ли расширил наши горизонты: экипажи сменяют друг друга на этом орбитальном посту в обстановке всеобщего безразличия, если в команде нет соотечественника.

Так в чем смысл продолжать эту работу или же отправиться на Марс, что называют следующим и почти неизбежным этапом? Для начала совершим небольшой экскурс в прошлое. Первым человеком в космосе стал советский герой Юрий Гагарин (1961). Начатая Кеннеди лунная гонка должна была смыть оскорбление. Это было достигнуто с помощью бывшего нациста Вернера фон Брауна (-Wernher von Braun) и прочих немецких ученых, которые были завербованы союзниками для формирования их ядерного арсенала. Таким образом, отправка человека в космос стала побочным продуктом колоссальной военной программы.

Контекст

Нет, Россия не отправляет терминатора на МКС

Ars Technica 18.04.2017

Россия проводит сокращения на МКС

Space 18.11.2016

Россия резко сокращает расходы на МКС

Der Spiegel 13.01.2016

Ракета Falcon 9 взорвалась после старта

Русская служба BBC 29.06.2015

Продумать будущее МКС

Mainichi Shimbun 09.01.2016 Нашлось ли тут место для науки? Программа «Аполлон», которую лишили трех миссий по финансовым соображениям, привезла на Землю несколько сот килограммов лунных пород, однако это не было ее главной целью. Большинство ученых не видят смысла в обитаемых полетах: данные с зондов, роботов и космических обсерваторий не идут ни в какое сравнение с крупицами информации, которые могут принести астронавты.

Это упорное противостояние существует со времен «Аполлонов». Завоевание Луны имело в первую очередь политическое и символическое значение. Подтверждение американцами концепции «судьбы», «которая была сформирована в XIX веке Джоном О"Салливаном (John O"Sullivan) в качестве объяснения и оправдания американского стремления к завоеванию континента и других земель», — напоминает директор Фонда стратегических исследований Ксавье Паско (Xavier Pasco) в «Новой космической эпохе». Здесь все завязано на идентичность: народ первопроходцев должен исследовать вселенную, как в телесериале «Звездный путь»…

Но как обстоят дела сейчас? МКС стала результатом разрядки, а затем распада СССР. У этой инициативы, которая была призвана сблизить Россию и Запад, год на год не приходится. Играет определенную роль и геостратегия в совокупности с необходимостью сохранить ноу-хау, рынки и рабочие места в промышленности.

Главный парадокс сегодня заключается в том, что мировой гигант находится в стесненном положении: США больше не в состоянии самостоятельно отправить на орбиту астронавтов. После отправки челноков на пенсию в 2011 году они зависят от России. Та же обслуживает МКС с помощью бессмертных «Союзов».


Блеф

Такая унизительная ситуация носит лишь временный характер. НАСА готовит новый носитель и обитаемую капсулу Orion. На пятки агентству наступают New Space и прочие деятели цифровой индустрии. Основатель Amazon Джефф Безос (Jeff Bezos) предлагает ракеты для транспортировки грузов для колонии на лунном полюсе. Илон Маск (Elon Musk), отец пригодных для повторного использования ракет SpaceX, говорит о полете на Марс в 2024 году, еще до НАСА. Как и его соперник Безос, он считает эту планету «планом Б» с учетом нависших над нашей угроз.

«В заявлениях Илона Маска не обошлось без блефа: мы все еще не умеем отправлять людей на Марс, — отмечает Франси Рокар (Francis Rocard) из Национального центра научных исследований. — SpaceX — не транспортный корабль, и никто не говорит ни слова об инфраструктуре, которую придется создать, чтобы там остаться. Он надеется на контракты с американским государством».

Мультимедиа

«Тяньгун» - китайская версия МКС

Синьхуа 17.09.2016 По мнению французского специалиста, объяснение мотивации обитаемых полетов следует искать в докладе Национального совета научных исследований США «Пути исследования» за 2014 год. В этом документе описывается все, что необходимо создать для полета на Марс и возвращения назад. Кроме того, там отмечаются глубокие причины: экономические и технологические последствия, национальная безопасность и оборона, национальный статус и международные отношения, образование и вдохновение, наблюдение и исследования, выживание человечества, распространение людских устремлений в масштабе планеты. Вывод выглядит несколько обрывочным: «Ни одна причина сама по себе не оправдывает продолжение обитаемых космических полетов». Даже в их совокупности потребуется немалая политическая воля, чтобы решить, что они формируют достаточный аргумент, говорится в докладе.

В вышедшем в апреле аудиторском отчете НАСА подчеркивается, что расходы на экспедицию на Марс в 2030 годах потребовали бы инвестиций в 210 миллиардов долларов (вдвое больше инвестиций в МКС за 30 лет работы). Европа, как и сегодня (8% бюджета МКС), довольствовалась бы задней скамьей в этой программе.

Китай в свою очередь постепенно продвигается к отправке человека… на Луну. Но достаточно ли этого будет, чтобы начать гонку за Марс? Это вернуло бы нас к истокам истории присутствия человека в космосе: соревнование, «война минус убийство». То есть к определению большого спорта по Оруэллу.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.