Я очень люблю путешествия, особенно путешествия в дикие места, где ветер свободы гулаят среди холмов и рек. К таким местам относится Могнолия - загадочное место куда бы я хотела совершить путешествие. Национальное монгольское жилище - юрта. Очень удобный и практичный дом, который к тому же достаточно просто перемещать с места на место. Я хочу поделиться информацией об этом.

 

Войлок – подарок природы.
Одним из древнейших материалов, популярных сейчас в Европе, сохранивших ручной способ производства до сих пор используемых в странах Азии для производства одежды, обуви, жилья, декорации интерьера, является войлок.

"Никто не может точно сказать, когда и как появился этот материал. Существует много теорий. По одной из них войлок появился случайно, когда шерсть, в ходе ее использования, свалялась. И произошло это примерно в 6 тысячелетии до нашей эры", - пишет в своей книге "Искусство выделки войлока" Мэри Брекетт, глава международной ассоциации мастеров по войлоку.
Благоприятный климат и природные условия для разведения и круглогодичного выпаса животных позволили жителям Азии издревле заниматься изготовлением войлока. Сырье для монгольского войлока - шерсть овцы, верблюда и яка - различается по качеству и цвету. Овечья шерсть позволяет получить белый войлок, который в результате окрашивания приобретает яркий цвет. Верблюжья шерсть имеет характерный желтоватый оттенок, придающий окрашенному войлоку не столь насыщенные цвета. Шерсть яка от природы темная и из нее можно изготовить войлок коричнево-черных тонов. Традиционно в Монголии этим ремеслом занимаются представители небогатых семей. Процесс производства войлочного полотна ручной, трудоемкий, многоэтапный и не предполагает промышленной обработки.

Марко Поло, путешествуя по Монголии, поразился своеобразием жилищ местных жителей. Круглые, обмотанные веревками, они легко собирались и разбирались. Монгол всюду возил свое жилище с собой. Прошло немало лет, но вот что удивительно - с тех пор кочевая жизнь монголов не претерпела значительных изменений. Проблему создания жилища, отвечающего всем требованиям окружающей среды и кочевого образа жизни, решили давным-давно. В нем каждая деталь целесообразна и взаимозаменяема. Основные элементы юрты - деревянный каркас и войлочные покрытия. Все это в случае опасности или перевозки на дальние расстояния легко укладывалось в телегу. Всего за полчаса юрта разбирается и собирается. С помощью секций "хана", составляющих стенку, можно менять внутреннее пространство. С появлением новых членов в семье жилую площадь увеличивают, добавляя секции. Зимой часть стены убирается, юрта становится меньше, и обогреть ее легче. Ее кровля состоит из жердей, верхний конец которых заострен. Верхним концом жердь упирается в "тоно" - центр кровли, а нижним крепится к решеткам. Давление кровли распределяется по стене равномерно. Вход в юрту закрывала завеса из стеганого войлока, которую позже сменила деревянная дверь. Обычно зимой к дверям пристраивают теплый тамбур. Любопытно, что раньше хозяину разрешалось сломать хребет всякому, кто наступал на порог юрты. Считалось, что порог - место священное. Если наступишь на него - хранители дома загубят хозяина. Нынче священное место переместилось с порога внутрь. Оно находится у двух опорных стоек, поддерживающих крышу. Проходить между ними запрещено, но если вы нарушили табу, хребет вам ломать никто не станет. Как правило, юрта не имеет окон. Свет проникает в нее через отверстие наверху, а в теплое время - через открытую дверь. Интерьер кочевого дома очень прост, но каждая вещь тут имеет свое раз и навсегда установленное место. В центре находится очаг. Железные печки с трубой появились только в XIX веке. Северная половина юрты - самая почетная, для гостей и старейшин. Там располагается домашний алтарь. На него ставят изображение божества, молитвенный барабанчик, вешают мандалу или танку. Восточная половина - для хозяев дома. Остальные члены семьи располагаются в западной части.

На каркас накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которой наматывается ткань, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором аппликации украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизировал счастье, долголетие. В нынешнем виде юрта существовала еще в VI в. у тюркских кочевников. Дверь всегда обращена к югу, противоположная входу почетная часть юрты "хоймор" находилась на севере. Эта особенность установки юрты, одинаково сориентированной в пространстве после перекочевок, позволяла кочевникам точно определять время. Солнечный луч, попадая в гэр через верхнее отверстие в юрте, скользя по решеткам стены, в течение светового дня проходил по периметру внутренней стенки юрты. По месту нахождения солнечного луча в юрте весь световой день от восхода до заката солнца делился на 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени иногда использовались выражения: "когда солнце показалось на кровати", "солнце осветило пол юрты" и т.д. Например, ровно в полдень дневной свет падает на самый центр северной части юрты. Северная сторона, прямо против входа, считается самой почетной: там принимают гостей. В центре юрты устанавливается печь. Очаг - символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня.

 

Гэр бывает двух видов: Легкий и удобный для перевозки у кочевников. Его общий вес примерно 250 кг, что соответствует грузоподъемности вьючного верблюда или двухколесной телеги. Гэр оседлого человека благоустроеннее, богаче внутренним убранством и потому более громоздкий. Гэр достаточно устойчив против ветра, не разрушается при землетрясениях. В нем прохладно летом и сравнительно тепло зимой. Он удобен при сборке, разборке и перевозке, и незаменим в условиях пастбищного скотоводства.

 

Гэр для кочевника - это не только закрытое пространство для проживания. Это своеобразная микросфера. Находящаяся, в представлении ее обитателей, всегда в центре безбрежного природного окружения.

 

Монгольская юрта почти всегда ориентирована по оси север - юг. Исключение возможно только по ландшафтно-климатическим причинам. Итак, вход - с южной стороны, а противоположная входу, почетная сторона юрты, куда сажают важных гостей, и где хранится алтарь с изображением богов, - находится на севере. Правая (западная) сторона юрты - мужская. Здесь находится кровать главы семьи, охотничье снаряжение, конское седло, упряжь для верблюдов или быков, бурдюк с кумысом и прочие принадлежности скотоводческого хозяйства, которые ассоциируются в основном с мужскими видами занятий. Левая (восточная) сторона - женская. Здесь постель незамужней женщины в семье (сестры или дочери хозяина). Сразу у входа - полки с посудой и шкафчик с продовольствием, ведра для дойки скота и прочие предметы, связанные с женским трудом в скотоводстве.

 

Наряду с простым делением пространства на общепринятые направления: север - юг, восток - запад монголы делят его еще на 12 секторов, которым присвоены названия животных малого цикла лунного календаря. В обычно гэре количество уней (стропильных реек крыши) чаще всего равняется 60, т.е. числу лет полного круга лунного календаря. Учитывая, что календарные дни определялись по расположению относительно секторов луны, планет и некоторых звезд, а время суток - по направленности солнечного луча внутри гэра, конструкция крыши гэра предстают перед нами в роли универсального календаря. Начиная с севера по направлению движения солнца, так как гэр ориентируется входом на юг, каждый из 12 секторов имеет следующее смысловое назначение: мышь - достаток пищи; тигр - храбрость, сила и могущество; заяц - слабость и пугливость; дракон - мощь и величие неба, властелин неба; змея - коварство; лошадь - подвижность; овца - нужда; обезьяна - человеческая фантазия; курица - плодовитость и молодость; собака - сторож имущества; кабан - сытость и довольство.

 

Вы подъезжаете к юрте, и вам на встречу выходят ее хозяева. Хозяин помогает вам привязать коня к коновязи, и вы, перешагнув порог, входите в юрту. Если вы родственник или близкий знакомый, вас встречают без особых церемоний, но если вы незнакомый, приехавший издалека человек, вступает в действие сложный этикетный и одновременно магический ритуал перевода "чужого" в "свои".

 

Хозяин произносит традиционное приветствие "Сайн байна уу?" ("Все ли у вас хорошо?"). Вы отвечаете "Сайн, сайн уу?" ("Да, все в порядке, а у вас?"). И приглашает вас в юрту. Постарайтесь не споткнуться о порог - если бы это случилось на пороге ханской юрты, вы поплатились бы жизнью, впрочем, и рядовые монголы отнеслись бы к такому гостю недоброжелательно. Оставьте за порогом юрты оружие, выньте из ножен нож, прикоснитесь правой рукой к верхней притолоке двери - все это доказательства мирных намерений. Это значит - вы пришли как друг, а не враг. Через некоторое время вы выпьете с хозяином чаю с молоком, а затем и кумыса (неплохо, чтобы это было из одного сосуда), а потом вы расскажете о том, кто вы, зачем и надолго ли приехали.

 

И вот уже дети, преодолев первоначальную робость, вовсю крутятся возле вас, стараясь потрогать все незнакомые вещи, которые на вас надеты или возле вас лежат, - обряд перевода "чужого" в "свои" закончен.

Tags: Из истории войлока, Статьи